16:30
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 октября 2010

Приручившие песню

Они поют под фонограмму, и зрители это знают, но они в восторге от юных артистов, ведь песни исполняются руками.


В театре жестовой песни «Поющие руки» выступают ученики школы­интерната для слабослышащих детей. Ребята практически не слышат музыки, слов песни, они поют жестами. Например, домик обозначают нарисованным в воздухе треугольником, молоко – так, словно человек доит корову, Россию – широким круговым жестом ладонью вниз. И вот когда звучит песня, артисты показывают каждое слово руками. Зрелище очень эффектное, поскольку в этом жанре сплетаются песня и пантомима.
– Мы вначале выбираем песню, чтобы она красиво смотрелась на языке жестов,– рассказывает руководитель театра Ирина Деваева.
Вот, например, прекрасная песня про оленя, который бежит в свою страну оленью. Она отлично звучит, но жест, обозначающий оленя – раздвинутые пальцы рук у головы – смотрится не совсем красиво.

Музыка в руках
Прежде чем начать разучивать песню, она проходит фейсконтроль. Лицо поющего должно соответствовать голосу исполнителя. Ведь вид школьника и фонограмма, например, голоса Кобзона не будут казаться единым целым. Поэтому, в частности, из всего репертуара Пугачевой артисты берут только ее ранние песни, где у нее еще молодой и звонкий голос.
Затем идет оценка жестов. В некоторых песнях очень много метафор, которые жестом трудно передать. Например, «звенит душа» или «не валяй дурака, Америка». Жесты показывают прямое значение этих слов, а переносное у них совсем другое. Тогда артисты подбирают «синонимы». Так, в песне «Лондон – Париж» Ираклий Пицхалава поет «Лондон, Париж. Голуби вверх, блики крыш. Старый бульвар. И на деревьях пожар» и здесь пришлось менять слово «пожар». Но однудве замены в песне можно сделать. Если же она целиком состоит из метафор, то тогда от нее отказываются. Если песня легко переводима, ее начинают запоминать ритмически. Ребята не слышат слова целиком, лишь их «контуры». Артисты распознают, где слово начинается и где оно заканчивается.
Ритм каждой песни затем отхлопывается, чтобы знать ее ритмику. Ведь ребятам надо попасть жестом в слова фонограммы. Слабослышащие чувствуют вибрацию музыкальных звуков через пол. Иногда даже кладут руки на инструмент, чтобы лучше прочувствовать песню.
– Очень трудно было первое время следить за ритмом, показывать жесты, петь, выражать эмоции. Одновременно! А когда выходишь на сцену– все это путается и забывается, – рассказывает участник театра Андрей Беляков.
И вот когда слова песни выучены, а ее ритмический рисунок запомнился, как таблица умножения, наступает черед жестоперевода. В нем тоже свои нюансы. К 8му классу навыки разговорной речи уже крепко усвоены, и примерно в это же время ребята приходят в театр «Поющие руки». Тут на них падает двойная нагрузка, поскольку говорят и поют они разными жестами. В песне надо все показать красиво, с выразительной амплитудой, чтобы было зрелищно. В обычной разговорной речи слабослышащие жестикулируют одной рукой, а в песне – двумя. И хотя выступают школьники под фонограмму, но все равно текст пропевают голосом. Ведь некрасиво будет выглядеть человек, который под песни делает жесты, не открывая рта.
– Я учу ребят не просто петь песню, а эмоционально ее выражать. Ведь хорошо слышащие люди услышали что­то смешное – рассмеялись, грустное – расстроились. Их лица мимикой постоянно реагируют на окружающую действительность. А наши ученики многого не слышат, и поэтому у них лица не всегда выразительны. Мы же пытаемся с чувством исполнить каждую строчку и слово, – говорит Ирина Деваева.

Жест до столицы доведет
В 2005 году ярославцев пригласили участвовать в конкурсе жестовой песни. В Волгограде они заняли первое место. Потом «Поющие руки» завоевали еще одно «золото» на другом фестивале, затем еще одно, и скоро у ребят наград уже стало не счесть. Жестовая песня вошла в моду, многие популярные певцы стали петь в паре со слабослышащими. Наташа Савельева, артистка из первого состава театра, например, пела вместе с Дианой Гурцкой. А однажды «Поющие руки» выступали на большом концерте в Колонном зале Дома союзов вместе в Кобзоном, Газмановым. Както театр пригласили выступить в одном из ярославских санаториев.
– После концерта к нам подошел мужчина и дал стихотворение про наш театр. Называлось оно «Поющие руки». Мы уже давно выступали, а имени у театра до сих пор не было. Название всем так понравилось, что взяли его своим именем, – говорит директор школы­интерната Акоп Яланузян.
Ребята из первого набора оказались очень талантливыми. Юля Арсланова стала вицемисс мира и потом поступила в специализированный институт искусств, Полина Иванова – модель, а Наташа Савельева и Маша Румянцева – актрисы. Но многие даже сейчас, если предстоит какой­нибудь ответственный концерт, с радостью приезжают из Москвы и Питера, чтобы выступить вместе с театром. Начинали тогда с песен Стоцкой, Валерии, «Блестящих». Потом репертуар постепенно стал расширяться. Пробовали петь даже зарубежные песни.
На одном их концертов «Евровидения» греческая певица выступала с номером «Песня № 1». И ярославцы взялись ее «ожестить». Перевели сначала на русский, потом на язык жестов. И исполняли голосом на английском, а руками – на русском.

Хиты «Поющих рук»
Самые популярные сейчас в репертуаре «Поющих рук» песни «Куда уходит детство», главная песня телепроекта «Народный артист», «Ангелхранитель» и … «Если ты уйдешь» Сергея Лазарева. Сам артист уже давно не поет ее, песенка простенькая, но у зрителей всегда вызывает такую бурю восторга, что ее исполняют уже пять лет. Ребята начинают постепенно сами песни предлагать. Андрей Беляков добавил в репертуар театра «Мамо» группы «Басто», «Мало­помалу» («ИньЯнь»), «Просто друзья» (Батыр Щекунов и Настя Задорожная).
Андрею нравится исполнять рэп. Этот жанр требует очень быстрых и точных движений. Хотя не только современные хиты юноше нравятся. Он сейчас хочет перевести «Просто подари» Киркорова и газмановский «Эскадрон» – очень сложные песни с красивыми жестами. А вот десятиклассница Анжела Смирнова любит песни в исполнении певицы Максим, одну из них принесла в театр и сейчас ее исполняет. Девушка уже два года поет, и ей нравится выходить на сцену, танцевать, входить в образы.
– Театру всегда такой прием устраивают, так хлопают! У ребят появляются поклонники, фанаты. А первое время многим очень трудно было на сцену выйти. Даже сейчас я во время выступления сижу в первом ряду, чтобы дети могли меня видеть и не волновались. Както раз я стояла за кулисами. Думаю: ребята уже опытные, взрослые, справятся и без меня. Но они так разволновались, что спели хуже, чем обычно. С тех пор всегда сажусь перед ними, – рассказывает Ирина Деваева.
Век артиста в театре жеста недолог. Начинают, как правило, в 8м классе, а заканчивают через четыре года, вместе с окончанием школы. Потом еще ходят какое­то время. Но затем другая жизнь отдаляет ребят от театра, им на смену приходят другие. И все начинается с нуля. А ведь можно было бы сделать этот ансамбль профессиональным. Ребята могли бы выступать не хуже слышащих певцов, которых в Ярославле очень много. У них есть эксклюзив, они востребованы публикой. Как их принимали во время концерта на торжествах, посвященных 1000летию города! Жестовая песня может стать профессией. А пока это яркие минуты в жизни ребят.

ЛЮБОПЫТНО
Театр жестовой песни муниципального общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для слабослышащих и позднооглохших детей «Поющие руки» существует с 2005 года. В первом составе было всего шесть человек, сейчас – в два раза больше. Театр – неоднократный победитель фестивалей «Планета детства», «Как взмах крыла», «Мир, в котором я живу», «Мой выбор», «Весна пришла», «Поющая душа», «Ближе к звездам» и многих других. Во время юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию города, «Поющие руки» выступали вместе с Дианой Гурцкой на концерте для людей с ограниченными возможностями.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать