13:45
пятница,
29 марта 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 октября 2011

Призвание – давать образование

– А знаете, что это за колокольчик, – улыбнувшись, спросила моя собеседница Тамара Владимировна Шульгина, потомственный педагог. – В него еще мой дед звонил, когда учительствовал в маленькой сельской школе, а было это в тридцатых годах прошлого века. Я с этим колокольчиком до сих пор не расстаюсь, он звонит у нас 1 сентября и 25 мая, когда мы провожаем во взрослую жизнь выпускников гимназии.

Начало начал…

Вот уже четвертое поколение этой большой семьи Корсаковых – Вавиловых – Масленниковых учительствует в ярославских школах. Каково это, быть педагогом? Не жалеет ли Тамара Владимировна о своем выборе? Об этом и многом другом мы говорим с директором ярославской гимназии №2, листая страницы домашних альбомов, рассматривая фотографии близких Шульгиной людей.

– Дедушка мой Александр Капитонович Корсаков был учителем маленькой сельской школы. Он был очень добрым человеком, детей любил и всегда старался помочь каждому. Я многое от него переняла. Жаль только, что его литературный талант мне не передался: он такие стихи хорошие сочинял! А вот любовь к книге, к чтению он мне привил в раннем детстве. Кстати, сам дедушка всю жизнь учился, филфак нашего пединститута он окончил уже зрелым человеком.

Было у них с бабушкой три дочери, одна стала врачом, а две другие – учителями, как и отец. Моя мама Алевтина Александровна Вавилова после окончания педучилища работала педагогом начальных классов в 44­й школе Ярославля. Там и судьбу свою нашла, ведь в этой же школе начинал свою трудовую биографию и мой папа. Учились там одни мальчишки, и он нам рассказывал, что когда заканчивались уроки, его класс обычно с шумом выкатывался в коридор, а мамины ученики чинно, строем проходили мимо.

– Никак я не мог понять, как она дисциплину держит, – вспоминал, усмехаясь, отец. – Вот и решил познакомиться поближе, чтобы поучиться. Стал к ней на уроки ходить, спрашивать, что да как…

А вскоре молодые учителя сыграли свадьбу. Владимир Константинович Вавилов в конце шестидесятых пошел на повышение: сначала его назначили директором 12­й школы, что на Нефтестрое, а потом заведующим Красноперекопского роно.

– Вспоминаю, как мама готовилась к урокам. Тогда не то что компьютеров, кинопроекторов не было, даже диафильм показать детям – проблема. Но мама нашла выход – она брала огромные листы ватмана и рисовала на них все, что необходимо. У нее на уроках работали все, может быть, именно поэтому за всю ее долгую учительскую практику ни один из учеников ни разу не оставался на второй год. А ведь порой такие детки сложные к ней в класс приходили! Но что удивительно, через месяц­другой и они начинали прилично учиться.

Какие они, наши дети?

Тамара Владимировна листает альбом, вглядывается в такие знакомые лица и продолжает.

– Я еще маленькой, играя с подружками, всегда говорила: «Пойду работать учителем!» Как­то ни к чему другому меня и не тянуло. Хотя поступить в наш педагогический мне было непросто. Дело в том, что в 1966 году, когда я окончила школу, конкурс в вузы был высокий, поскольку поступали и те, кто закончил одиннадцатилетку, и те, кто получил аттестат зрелости после десятого класса. К тому же и специальность я себе выбрала не самую легкую – учитель химии и английского языка. Если с химией проблем не было никаких, ее я знала хорошо, то английский пришлось подтягивать. Но я справилась, прошла по конкурсу.

После окончания института я работала сначала в 29­й школе, а затем перешла в 24­ю, которая в начале 90­х, поменяв статус, превратилась во гимназию №2 города Ярославля. Здесь и работаю до сих пор, вот уже более 20 лет в должности директора.

Вот вы спрашиваете, какие они, сегодняшние дети. По­моему, такие же, как их сверстники из далеких семидесятых. Может быть, говорить не очень любят, трудно многим из них устно отвечать, к доске неохотно выходят. Иные так прямо просят: «Вы уж меня на перемене спросите, пожалуйста!»

А вот что изменилось, так это общественное мнение о школе, и во многом благодаря вашим коллегам – журналистам. Они в большинстве своем нас, учителей, не жалуют. Почему? Наверное, потому, что не видят ничего хорошего в нашей системе, а точнее, не хотят видеть. Я тут посмотрела этот жуткий сериал «Школа». Вот это кошмар! Это не школа – ад! Разве так можно?! И эти пошлые шуточки типа «у отца было три сына, двое умных, а третий – учитель». Как можно после этого говорить об уважении к педагогам?

По­моему, сегодня мы допускаем еще одну ошибку – растим индивидуалистов. Раньше на первом месте коллективизм был, а теперь каждый за себя. Получается, что «я» выше, чем «мы». Многие наши дети на первое место ставят собственное благополучие: им нужна успешная карьера, хороший материальный достаток. Может быть, это и неплохо, но… Они вырастают, оканчивают вузы и уезжают из страны, даже никому не сказав спасибо. Это обидно и неправильно.

Осознанный выбор

Сама Шульгина – человек успешный. Гимназия, которой она руководит вот уже более двадцати лет, считается одной из лучших в городе.

– Мы начинаем готовить детей к выбору будущей специальности с седьмого класса. С ними работает психолог, за их успехами внимательно следят педагоги, да и с родителями у нас хороший контакт. В общем, мы стараемся, чтобы профессиональный выбор школьников был осознанный. Жаль только, что некоторые мамы и папы навязывают ребенку свою точку зрения, заставляя поступать туда, куда хочется родителям. У нас, к примеру, девочка училась года три назад. Прекрасно танцевала, мечтала поступить в хореографическое училище, но ее папа и слышать об этом не хотел. В результате она его послушалась и поступила в медицинскую академию. Учится неплохо, но о том, что ей не удалось осуществить свою мечту, до сих пор жалеет.

Впрочем, когда училась я, профессию выбрать было намного проще. Тогда мы получали ее сразу же после окончания школы. Я вот швея­мотористка. Не поступила бы в вуз, пошла бы работать на фабрику или в ателье. Шью я очень хорошо, по крайней мере, долгое время обшивала всю нашу семью, так что без работы бы не осталась. А сегодня возможностей получить рабочую профессию меньше. Вот поэтому многие ребята и идут в десятый класс, вместо того чтобы поступить в техникум или ПУ. К слову, я никогда не понимала, почему, чтобы поступить в техникум, надо сдавать экзамены, а если ученик идет в десятый класс, то считается, что он школьную программу осилит с легкостью. Как­то нелогично, согласитесь. Ведь впереди у выпускника школы сдача ЕГЭ, а подготовка к ним требует глубоких знаний.

В надежные руки

Как и ее родители, Тамара Владимировна Шульгина носит почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Наверное, это самая высокая ее награда, хотя и других немало.

Ее собственные дети, дочь Анна и сын Александр, тоже педагоги. Дочь преподает математику, сын – информатику. Кстати, муж Анны Николай Васильевич Масленников работает учителем в гимназии №2, он преподает информатику. Кроме того, Николай Васильевич активно занимается научной деятельностью, разрабатывает методические пособия, пишет учебники. У них с Анной Евгеньевной подрастают два сына, и есть надежда, что дело, которому служили их предки, будет передано в надежные руки.

Заслужили

В 2007 году представители династии Корсаковых - Вавиловых - Шульгиных - Масленниковых были приглашены в Кремль. Там им вручили национальную премию общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» за сохранение педагогических традиций.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать