11:56
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 июля 2015

Профессия – учитель

Это интервью было записано мною с одной целью:  каждый, кто хочет стать учителем, должен представлять работу педагога. Тогда ему будет легче ответить на вопрос: а мое ли это?

– Василий Васильевич,  почему вы решили стать именно учителем истории?
– Мы с  пацанами в детстве часто доставали артефакты со дна озера и побывали во всех церквях, даже закрытых.  Еще мне очень нравились исторические романы. Историю по учебникам вы не полюбите, читайте повести, рассказы, романы, и тогда к вам придет настоящая любовь к предмету.
– Скажите,  можно ли сделать карьеру, будучи учителем?
– Интересный вопрос, учитывая, что у меня была возможность быть директором, но я не пошел. Дело в том, что не каждый учитель стремится стать руководителем. Я думаю, лучше быть хорошим учителем, чем, скажем так, никудышным администратором. По моему глубокому убеждению, быть директором и одновременно хорошим учителем невозможно, хотя есть  учителя, которые действительно хотят стать и завучами, и директорами.
– Вы получаете удовольствие от самого процесса вашей работы?
– Раньше получал, сейчас, к сожалению, нет.
– Почему?
– Когда я вижу пустые глаза учеников или слышу ухмылочки, когда нам, учителям, заявляют, что мы являемся обслуживающим персоналом, оказываем услуги, то о каком удовольствии от профессии можно говорить? Ведь в течение нескольких десятилетий создавался образ учителя как человека-неудачника. Вот неудачник и все! Меня, человека, который 35 лет проработал  в школе, такое положение вещей не устраивает, поэтому говорить о том, что  испытываю радость или  удовольствие, я не могу.
– Какие достоинства и недостатки есть в самой профессии учителя-историка?
– Из-за высоких цен на поездки по стране нет возможности показать ребятам вживую все те храмы и знаменитые места, которые они видят в учебниках. Хотя есть энтузиасты, которые возят детей внутри области. Самый главный минус – загруженность учителей.
– А достоинства какие?
– Достоинство – это уважение, если учитель хороший. Ребята даже иногда благодарят за образование, дарят что-то. Но таких немного. Однако это говорит о том, что кто-то все же ценит труд учителя. Учителя пользуются любовью и уважением, если они действительно отдают частицу своей души и сердца.
– И все-таки, если кто-то хочет стать учителем, что вы посоветуете: поступать в педагогический вуз  или крепко подумать?
– Парням я  предлагаю сначала не поступать, а послужить в армии, поработать, потом работать и учиться заочно. Нужно набрать жизненный опыт. Ведь детям надо не только передать груз знаний, но и дать мудрый жизненный совет, это очень часто требуется.  Мне кажется, если быть просто теоретиком, то будут уважать, но за жизненным советом обратятся не все. Как я могу ребенка призывать готовиться к службе в армии, если он мне вопрос задаст: «Вы сами-то служили?» – а я отвечу: «Нет». И все, и авторитета никакого не будет.
– А в чем вы видите миссию учителя? И какие у вас обязанности?
– Обязанности возлагает государство: образовывать и воспитывать детей. А миссия, как в свое время сказал Н.А. Некрасов, – «Сеять разумное, доброе, вечное». Но миссия – это слишком уж высокая категория, скажем прямо, не каждый понимает, какая миссия ему уготована. Мне кажется, моя миссия – подготовить ребят к взрослой жизни.
– Давайте представим, что вас повышают в должности. Вы директор, и вам нужно найти сотрудника – учителя.  А значит, и  ответить претенденту на должность на вопросы о работе, которая его ждет. Итак, начнем. Каков график работы учителя?
– Приходить следует к 7 утра, а уходить придется и в 7, и в 8 вечера.
– Какие требования вы  предъявляете к учителям?
– Учитель должен быть компетентным, знать свой предмет и уметь импровизировать. Также требуются артистичность, разностороннее развитие.
– Из чего складывается зарплата учителя?
– Из нескольких составляющих: учитываются образование, стаж, категория, нагрузка.
– Да, нагрузка у учителей серьезная. А мечты у учителей есть? У вас какая?
– Я мечтаю написать книгу. Это потребность рассказать о нашем времени, о нашей жизни, о том, как мы росли, как изменились личности, кто кем стал, как сами себя воспитывали. Я думаю, если эта книга состоится, возможно, она кому-то и принесет пользу.
– Есть ли у вас в памяти какие-то цитаты, которые бы характеризовали вашу профессию?
– Есть. Из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Каждый человек сам себя воспитать должен». Я с детства это усвоил и сам себя воспитал.

ДОСЬЕ

СТРЕЛЕЦ Василий Васильевич
Учитель истории и обществознания в МОУ СОШ № 39, г. Ярославль. Работает учителем 35 лет. Воспитанник детского дома. В 1973 – 1975 годах служил в Забайкальском округе по специальности инженер-сапер-минер. С детства хотел стать разведчиком. Участвовал в массовке в съемках советских фильмов «Иван Васильевич меняет профессию»
и «Держись за облака». Считает, что учитель должен обладать артистичностью и умением импровизировать. Трудоголик. Консервативен. Вежлив, открыт, тактичен.  Увлекается храмовой архитектурой. Женат. Мечты: написать книгу и попутешествовать по стране.

Автор: Игорь ОРЕХОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать