12:49
суббота,
14 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 января 2011

Пусть меня лучше уволят, или Как помочь ребенку научиться хорошо учиться?

Наверное, каждому родителю знакома ситуация, когда ребенок отлынивает от уроков. «Домашка» – так звучит на сленге подростков домашнее задание и означает скучное занятие, отвлекающее от компьютерных игр, интересных телевизионных передач и хорошей погоды за окном. Сегодня с проблемой «мой ребенок не хочет учиться» к психологам обращается каждый второй родитель.

А время от времени в обществе даже звучит мнение о том, что домашние задания надо просто «взять и отменить». Поддается ли проблема домашних уроков решению?

Отцы и дети
– Надо разделять причины, по которым детям трудно дается учеба, – говорит психолог областного центра помощи детям Анна Семенова. – Медицинские причины, такие, как задержка развития, требуют помощи специалистов. Некоторым детям стоит поменять школьную программу. А с детьми, которые могут учиться, но не хотят, нужна особая работа, которая ложится в основном на родителей. Ведь приучают же маленьких детей работать по дому, убирать игрушки и свои вещи, мыть посуду. Точно так же надо приучать юного ученика регулярно делать уроки. И первый шаг к этому – собственное позитивное отношение родителей к школьному обучению ребенка.
По мнению Анны Семеновой, родители сами часто впадают в панику изза неуспеваемости или нерадивости ребенка. Происходит это от того, что они неправильно понимают цель обучения ребенка в каждом возрасте.В начальной школе, когда у маленького человека еще не развиты волевые качества, родители должны терпеливо и настойчиво приучать его к самостоятельной работе. В старших классах цель меняется – постоянный контроль уступает место дружескому совету и помощи в поиске нужной информации.
– Родители, которые с младших классов требуют хороших оценок от детей, своими высокими требованиями провоцируют у них неприятие учебы, – говорит психолог. – В начальной школе надо стремиться не к высокому результату, а к тому, чтобы выработать у ребенка привычку к учебе. Для этого следует приучить его к правильному распорядку дня – чтобы он систематически делал уроки в одно и то же время, рано ложился спать, чередовал активные и пассивные виды деятельности. Тогда к 12 годам – возрасту, в котором у детей появляется собственная воля, – ребенок уже будет в состоянии сам распределять свое время.
По мнению Анны Семеновой, самое трудное для родителей – мотивировать собственного ребенка к учебе. Уже стал анекдотом реальный случай, рассказанный одной мамой. Однажды ее сын­первоклассник, придя из школы, заявил, что там скучно и он больше в школу не пойдет. Мама ответила: «Школа – это теперь твоя работа, сынок». На что тот, подумав, заявил: «Тогда пусть меня лучше уволят!»

Дай руку, друг
Эффективнее всего от отрицательного отношения к учебе спасает творчество, уверена Анна Семенова. Ребенок младшего возраста гораздо охотнее будет вырезать, клеить, мастерить что­то, чем просто запоминать урок. Но если у родителей нет возможности дополнить уроки творчеством, то можно просто помогать ребенку – организовать его день, убирать вместе с ним со стола, находиться недалеко, пока он занят уроками, терпеливо выслушивать его рассуждения и обязательно похвалить, когда уроки сделаны. Даже если «сердце кровью обливается» при виде его детских каракулей и ошибок.
Ведь родителям сложно именно это – похвалить своего первоклашку, когда он в сотый раз старательно выводит «радасьть» или «жолуть». И это почеловечески понятно – делать что­то самому намного легче, чем направлять и поддерживать другого. Но в младшем школьном возрасте важнее воспитать у ребенка уверенность в своих силах, и тогда позже придет успех в учебе.
Интересен опыт одной мамы, которая по окончании каждой домашней работы крепко жмет руку своему маленькому сыну, подчеркивая, что он сделал очень важное дело – причем не только для себя одного, но и для всех людей.
– Вы бы видели, какой гордостью светится его лицо! – говорит она. – Через месяц такой похвалы я реально увидела результат – сын стал серьезнее относиться к урокам, старается делать их самостоятельно. А потом показывает мне тетради со своими комментариями – как он делал задания, с какими трудностями столкнулся.

Вообще, к школьным годам ребенка родители должны готовиться даже более ответственно, чем сами дети. Можно сказать, что это второе образование родителей.
– Лучше всего перед школой изучить возрастные особенности ребенка, – советует руководитель информационного центра библиотеки им. Маяковского, психологдефектолог Ирина Андреева. – Сейчас в Интернете и библиотеках можно найти самую разнообразную методическую литературу по возрастной психологии. Например, известно, что мальчики в начальной школе пассивнее девочек. Они еще как бы «спят». Часто бывает так, что до конца среднего звена школы мальчик учится посредственно, на «троечку», а в старших классах, когда уже определяется с профессией, он способен в максимально сжатые сроки собраться с силами и догнать своих более успешных одноклассников. Поэтому в начальной и средней школе не надо требовать от мальчиков каких­то суперрезультатов. Надо предоставлять им возможность развиваться в разных направлениях – пусть ищут себя. Ведь мальчики, прежде чем реализовать себя, должны найти свое призвание, и помощь им требуется именно в этом. А вот девочки, наоборот, склонны к дисциплине и ответственности с раннего детства и готовы любую работу выполнять на «пять». Эти стремления и должны поддерживать в них родители.
Другая проблема домашних занятий – высокие умственные нагрузки. По мнению психологов, если ученик быстро утомляется, значит, он находится в негативном состоянии – тревоги, страха неудачи, низкой самооценки. Такому ребенку требуется психологическая помощь и поддержка.
Интересен опыт школ Германии, которые применяют в распределении нагрузок научный подход: немецкие ученики тратят на уроки не более 1,5 – 2 часов. Полностью же отменять домашние уроки, по мнению психологов, нецелесообразно, ведь с их помощью дети учатся преодолевать трудности, тренируют выносливость, волю и способность трудиться самостоятельно.

Творчество или натаскивание к ЕГЭ?
По единодушному мнению учителей и родителей, школьники должны учиться с большим желанием и рвением. Ведь это их первая социальная роль, первый вклад в собственное развитие, которое потом послужит на благо общества. Такое серьезное отношение взрослых к школьному обучению оправдано, считают психологи, ведь именно высокая цель двигает процесс образования, меняет его, заставляет всех его участников находиться в постоянном творческом поиске. Но как воспитать в учениках рвение к учебе?
– Современная школа находится в активном поиске новых форм и методов обучения, – говорит преподаватель литературы гимназии № 3 Наталья Киселева. – Школьное образование постепенно переходит от простого запоминания материала к творческой деятельности учеников. Поэтому образовательные инновации – интерактивные уроки, проектная деятельность, тематические конференции, совместная творческая деятельность – сейчас все больше востребованы в школах.
По мнению психологов, творчество – это первое, что помогает школьникам учиться с удовольствием. Пример – широкое применение творческих дисциплин в западном образовании. Например, школьники США всегда идут в школу с разными музыкальными инструментами – гитарами, скрипками, флейтами. Уже известно, что ничто так не дисциплинирует детей, как обучение музыке.
Также в американских школах учеба сопровождается разнообразными формами психологической работы со школьниками – даже стены обычных муниципальных школ США увешаны постерами с афоризмами великих людей о самоуважении и уважении к другим людям. Важны и уроки физкультуры, которые помогают правильно распределить школьную нагрузку. Но и на этих уроках без новаторского опыта тоже не обойтись – по мнению психологов, физкультура должна стать игровой и интересной деятельностью для детей.
Интересный новаторский опыт применяют и российские школы. Например, уже во многих школах Москвы на уроках труда внедряются ремесло и рукоделие – ученики вырезают из дерева поделки, работают по металлу, вяжут и вышивают. Как известно, такие виды деятельности развивают воображение, мелкую моторику, успокаивают нервы.
Вообще, сегодня все зависит от целей, которые ставит перед собой кон­
кретное учебное заведение. Школа должна стремиться не только к тому, чтобы натаскать ученика на сдачу ЕГЭ, но и раскрыть его творческий потенциал.

Хорошо, когда родители умеют превратить подготовку каждого домашнего задания в увлекательное общение и совместное познание, а не в мучительную процедуру.

Негативное поведение родителей – подстегивания, угрозы, крики, наказания –
может иметь кратковременный успех, но в долгосрочной перспективе такое обращение рождает в детях повышенную тревожность, обидчивость, неуверенность и боязнь неудачи. Именно похвала и подбадривание повышают мотивацию ребенка к школьному обучению.

Если ученик среднего и старшего звена умеет распоряжаться временем, мотивирован к учебе, сознает ее ценность, то любые нагрузки он будет переносить спокойно.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать