03:56
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 ноября 2013

Работа на многие годы вперед

Управление по делам молодежи мэрии Ярославля – единственное, отвечающее за работу с горожанами определенного возраста. Все остальные так или иначе координируют свою деятельность применительно к тем или иным социальным статусам. Захар Владимирович КАРМАЛИТА, возглавляющий это управление, принципиально отличается от своих коллег тем, что обязан помнить ответ на вопрос, который лет тридцать назад задал на весь СССР латышский режиссер Юрис Подниекс…

 

Легко ли быть молодым?
  – Захар Владимирович, несколько десятилетий подряд стать специалистом по работе с молодежью можно было единственным образом: двинувшись в карьере по комсомольской линии. Что изменилось в новом веке, когда от комсомола осталась только ностальгия?
   – Наверное, мне отчасти повезло – я попал в актив ярославской семьдесят восьмой школы именно в тот момент, когда самоорганизация молодежи находилась на минимальном уровне. Это были 1998 – 1999 годы, когда власть наконец-то задумалась о необходимости как-то помочь молодым людям найти свое место в мире. Именно тогда с легкой руки Надежды Львовны Биочино начали создаваться молодежные советы. На одном из форумов, посвященных этой задаче, присутствовал и я. Формально можно считать, что именно с этого момента я приступил к работе – сам будучи еще совсем молодым человеком, старшеклассником…

– А если конкретно – чем пришлось заниматься?
– Поначалу я себя нашел в КВН-движении. Затем, уже после школы, я сам организовывал молодежные советы, занимался педагогической деятельностью… В итоге оказался в кресле начальника управления. И поэтому я всегда с трудом отвечаю на вопрос, как сделать карьеру руководителя. Руководить… Добиваться результатов, анализировать ошибки, формировать команду из тех людей, которым что-то нужно в этой жизни.

– Не кажется ли вам странным сам подход спрашивающих: почему карьера обязательно должна быть движением вверх по иерархической лестнице?
– Конечно, кажется… Но давайте взглянем на ситуацию шире: а не странно ли, когда человек, еще только заканчивающий школу, уже твердо знает, в какой квартире он хочет жить, в какой машине ездить и под какой суммой в платежной ведомости расписываться? Но при этом с трудом понимает, чем он вообще хочет заниматься в жизни. То есть запросы у него есть, а желания вложить себя в их удовлетворение – нет.  И это не вина молодых людей – это серьезная проблема их невключенности в наше общество.

– Раньше было проще. Существовала установка – чтобы что-то потреблять, нужно что-то производить. Сегодня ценности общества потребления внедряются быстрее, чем осознание своей ответственности за себя и свое общество…
– Так на то она и существует – работа власти в области молодежной политики. Для этого-то, надеюсь, мы все и нужны.

– Существует очень точная восточная поговорка – «Силой можно привести осла на водопой, но никакой силой нельзя заставить его пить». Это к тому, что, наверное, поздно искать человеку дело, когда потребительское отношение к жизни у него уже сформировалось.
– Это и есть задача молодежной политики: предоставить молодому человеку максимальную возможность приложения сил для самореализации – еще до того момента, когда он сформировал потребительское отношение к миру.

– Теперь давайте конкретизируем: что именно – из сферы предложения – находится в вашей компетенции. Хотя бы для старшего школьника, поскольку «нормативно» молодежный возраст начинается у нас в России с четырнадцати лет.
– Выбор – только по нашей линии – на самом деле довольно большой. Это патриотическое воспитание, поддержка молодежных инициатив, профориентация, поддержка молодых семей. Из этих четырех направлений к старшим школьникам непосредственно относятся три первых. В части формирования жизненной позиции особенное значение имеет вторая – поддержка молодежных инициатив. Обратите внимание, все лидеры определенных направлений нашей работы вышли из активистов: Лина Лерман – молодежный совет, Ольга Разумова – Союз студентов, Мария Штерн – отряд «Благотворительность». Неформальный  спорт – это, безусловно, Саша Люкманов и Денис Можаев (или Андрей Золотарев, если это паркур), КВН –  Саша Русаков, Саша Мамедов, Ольга Правдухина… Лидеры, способные повести за собой молодежь, у нас есть. Причем свой опыт они получили не из методичек, он у них наработан собственной деятельностью.

– Вы упомянули еще и патриотическое воспитание. Это очень скользкая тема, поскольку границу между патриотизмом и национализмом чем дальше, тем более сложно провести. Особенно если воспринимать патриотизм исключительно как обязательное освоение автомата Калашникова и приемов рукопашного боя…
– Вот именно поэтому в рамках программ патриотического воспитания мы активно развиваем два направления – военно-патриотическое и гражданско-патриотическое. Я считаю, что знание истории своей Родины, истории своей семьи, бережное отношение к природе и окружающим людям отражает патриотическую позицию человека не в меньшей степени, чем готовность в любой момент умереть за Родину с оружием в руках. Другой вопрос, что молодежи свойственно стремиться к максимальным свершениям в минимальное время (не зря же выражение «тянет на подвиги» относится в девяноста девяти случаях из ста к молодым людям). И поэтому акции военно-патриотического воспитания более ярко звучат в СМИ и привлекают большее количество самого заметного народа.

Селигер или комсомол?
- Комсомол, который мы упомянули, нес в свое время еще одну очень важную миссию: он снимал межведомственные барьеры. Которые, заметим, в наше время стали только выше. А если учесть, что деятельность вашего управления направлена практически на все социальные группы населения, просто трудно представить, какие сложности приходится преодолевать…

– С одной стороны, нынешний состав мэрии – это команда единомышленников. Многие из нас (и я в том числе) работаем на своих должностях не более двух лет, но взаимодействуем без малейших трений и сложностей. В нормативной базе действительно не все нюансы нашей работы учтены в полной мере. К примеру, возьмем старшеклассников. С одной стороны, мы должны заниматься их будущим – формировать взгляды на жизнь, профессионально ориентировать, воспитывать. Но у школы, где они учатся, свои задачи, они определяются государственными стандартами и регламентами. Мы хотели бы задействовать в экологической, например, акции максимальное количество школьников. Но до тех пор, пока у них не закончится учебное время, за них отвечает педагог. И не может их отпустить даже под самую благую цель и задачу. А если он все-таки отправится вместе со своими учениками, то непонятно, кто должен оплатить эту  работу, поскольку акцию проводит не его работодатель. Это по большому счету вопрос не местного и даже не регионального законодательства. Тут нужны шаги федеральной власти. Хотя уже одно то, что молодежной политикой в Ярославле занимается специализированное управление, само по себе огромное достижение.

- Правильно ли этот ответ понимать так, что многие формы работы, существовавшие при комсомоле, сегодня просто утратили актуальность? И если Селигер еще возможен, то ударная комсомольская стройка – уже нет?
– Тут дело, скорее, не в исчезновении комсомола, а в изменении всей общественно-экономической формации. Ударную стройку можно организовать,  но сначала нужно посчитать экономический эффект. И если это строительство какого-то коммерческого объекта, то причем здесь государственные программы? А если строить что-то в рамках госзаказа, то с этим наверняка лучше справятся профессионалы. В СССР такой проблемы не было – экономика развивалась исходя из государственных централизованных планов. Задать молодому человеку вектор развития в наше время реальнее все же на Селигере. Тут, конечно, можно долго спорить о содержании его работы. Но в работу наших учреждений можно вложить то содержание, которое нам кажется наиболее эффективным.

– И тут напрашивается вопрос: можно ли назвать фамилию хотя бы одного молодого человека, который серьезно изменил жизнь, включившись в городскую молодежную программу?
– Да, пожалуйста, – Андрей Буриков, нынешняя звезда ярославской сцены. Когда он впервые приехал в наш лагерь, нам приходилось чуть ли не конфисковывать у него некоторые запрещенные к ввозу предметы. Но его действительно захватило то, что мы делаем. И он практически сразу же вошел в работу КВН-движения, потом стал ведущим многих наших мероприятий, а теперь у него это уже и профессия. Я больше скажу: одна из наиболее важных наших миссий – возвращение молодым людям умения общаться вживую. Вы, может быть, удивитесь, но многие из них не только не умеют этого делать, но и вообще не предполагают, что такое общение возможно. И тут даже десять дней, проведенные в отрыве от Интернета и социальных сетей, дают огромный импульс творческой активности. Оказывается, отношения можно строить – для многих это становится главным откровением.  

Молодость не кончается
  – Наш разговор упорно буксует на уровне старших школьников, тогда как молодость не кончается с получением аттестата. Человек заканчивает школу, и перед ним встает тот ряд вопросов, который мы упоминали в начале разговора: кем быть, где жить, как заработать на хлеб насущный?
– Ключевой вопрос в нашем случае – где жить. Потому что именно он определяет возможность молодежи создать свою семью – а значит, перейти от детского существования к взрослому. В нашем регионе работает программа «Молодая семья». В ее рамках наибольшее количество семейных сертификатов вручается именно в Ярославле. В нынешнем году их получили 150 молодых семей. В следующем мы планируем выдать около 190. Это далеко не тот рост, который позволит полностью снять остроту проблемы, но он позволит стабилизировать увеличение количества очередников. Если государство и в дальнейшем не откажется от поддержки молодежи на всех уровнях, мы, надеюсь, преодолеем ту демографическую яму, которой нам грозят социологи и статистики.     

– От вопроса «Где жить?» мы плавно перетекаем к вопросу «Как жить?». Он гораздо более философский, потому что не прошло и четырех поколений с тех пор, когда россияне жили в основном патриархальными семьями. И там, в общем, навыки практической жизни (как и внутрисемейного общения) усваивались как бы между делом. Сегодня же молодая семья рискует прекратить существование даже при нормальном финансовом положении и обеспеченности жильем.
– Мы эту проблему понимаем, и практически вся наша деятельность направлена на то, чтобы не оставлять семью один на один с ее проблемами. Обратите внимание – я не сказал «молодую семью». Потому что она сегодня молодая – и мы можем предложить ей участие в работе наших клубов именно под этим названием. Но завтра у нее появятся свои дети – и уже через некоторое время эта семья опять-таки придет к нам, чтобы мы нашли ей занятие по душе. Потому что никто не хочет оставлять ребенка один на один с экраном компьютера или перспективой поиска альтернативы на улице. А найти подход к подростку не каждый родитель не только не в состоянии – на это порой просто нет времени.
Да, наше управление отвечает только за жизнь ярославцев с четырнадцати до тридцати (впрочем, разговоры об увеличении «предельного возраста» молодежи ведутся уже довольно давно). Но не зря один из умнейших людей нашего времени Андрей Кнышев прозорливо заметил: «С годами вокруг появляется все больше молодежи». То есть наша работа – на многие годы (и даже десятилетия) вперед.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать