09:41
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 февраля 2014

Реклама против памятников

Несколько лет в Ярославле идут жаркие дискуссии о том, как сделать город по­настоящему красивым и благоустроенным. Один из вопросов  – присутствие рекламных баннеров, растяжек и транспарантов в охранной зоне ЮНЕСКО. Сегодня рекламу можно встретить повсюду, и надо признать, она нередко уродует ярославские улицы.

 

Подавляющее большинство участников дискуссий – а это  представители исполнительной и законодательной ветвей власти, многочисленные эксперты да и просто неравнодушные люди – наверняка не раз бывали в Европе, посещали Париж и Вену, Амстердам и Прагу, Мадрид и Венецию… Казалось бы, что может быть проще – съездил к соседям, посмотрел, как эти вопросы решаются у них, и внедрил у себя лучшие зарубежные образцы.  Но нет. У нас почему-то принятию простых и понятных решений предшествуют долгие споры.

   Недавно мне довелось побывать в Вене. Столица Австрии ненамного старше Ярославля по возрасту. Но судьба Вены складывалась непросто. Город не раз подвергался разграблениям и разрушениям, а в конце Второй мировой войны фашистское командование отдало приказ уничтожить его центральную часть, где сосредоточены памятники старины. Этот приказ выполнен не был. Однако то, что не удалось фашистам, едва не совершили мародеры, которые грабили и поджигали многочисленные лавки и магазины. Начался страшный пожар, который вскоре перекинулся на главный городской собор Святого Cтефана – символ Вены, кровля рухнула, а большой колокол  Пуммерин, весивший 20 тонн, упал и разбился. До сих пор венцы ведут в храме восстановительные и реставрационные работы, но это нисколько не мешает гостям и жителям города. Они беспрепятственно попадают внутрь и любуются уникальными резными хорами, сохранившимися скульптурами, витражами и полотнами художников.

   Однако Вторая мировая война все-таки не пощадила Вену. Всего в ходе бомбардировок весной 1945 года было разрушено более 47 тысяч домов. Часть их возвели заново, но на месте многих исторических объектов появились современные постройки.  

   Несмотря ни на что, Вене удалось сохранить свое лицо. Ее дворцовые комплексы, прекрасные храмы, живописные парки вызывают восхищение и восторг у туристов. Венцы  на жизнь не жалуются, потому что город достаточно комфортен. Здесь прекрасно работает общественный транспорт, метро, знаменитые на весь мир венские трамваи увезут вас куда пожелаете. На каждой остановке есть специальное электронное табло, где высвечивается время прибытия автобуса, трамвая или электрички. Все комплексы оборудованы железными диванчиками, там можно посидеть и подождать свой транспорт. Удивительно, но, несмотря на многочисленные отряды туристов, что в любое время года и в любую погоду десантируются на улицы и площади Старого города, кругом царит чистота.

   Если честно, больше всего меня поразило не это, а практически полное отсутствие в историческом центре наружной рекламы. Она, конечно, есть, но какая-то незаметная. Никто не выставляет перед магазинами специальные указатели с изображением нижнего женского белья или мужских костюмов. Другое дело витрины – здесь фантазии владельцев просто нет предела! Знаменитые венские кофейни и рестораны тоже умеют завлечь клиентов, здесь даже днем полно народу.
   Вы никогда не замечали, что все старые европейские города похожи друг на друга? Неуловимый шарм таинственности, предвкушения каких-то невероятных открытий... Кажется,  стоит повернуть за угол – и увидишь настоящее чудо.

   Преисполненная самых возвышенных чувств,  я под звуки знаменитого вальса Штрауса въезжала со стороны Московского проспекта в родной город. Увы, после первых же километров настроение резко пошло на спад. Бесчисленные уродливые рекламные щиты, какие-то транспаранты, растяжки убивали все желание выглянуть из окна машины.
   На следующий день, проходя по улице Депутатской, я вновь была неприятно поражена тем, как у нас решается «рекламный вопрос». Мало того что на нескольких квадратных метрах неоправданно много разномастных рекламных конструкций, так они еще и оформлены не «айс». Бросилось в глаза, что аляповатые вывески и баннеры закрывают  главное  – идеально спланированную улицу с ее красивыми домами.

   Помню, как в начале нулевых ярославские журналисты развлекались, цитируя многочисленные рекламные плакаты с городских магистралей. Один из них с изображением томной дамы гласил: «Живем и дышим красотой». Героем другого был небритый забулдыга в майке, пьющий из горлышка пиво. Чуть ниже шла подпись: «Детские привычки взрослым не идут». Эти образцы так называемой социальной рекламы вызывали у многих гомерический хохот. Впрочем, и коммерческая, призывающая «в два раза больше за те же деньги» или «сэкономить на простуде», выглядит не лучше.
   Копий по поводу рекламного беспредела в Ярославле сломано уже немало. Может быть, пора наконец очистить историческую часть города от многочисленных транспарантов и баннеров?
Людмила ДИСКОВА
Фото автора и Сергея ШУБКИНА

 КСТАТИ
Новые градостроительные регламенты и режимы использования территории, предложенные Министерством культуры РФ, начнут работать в Ярославле совсем скоро, считает заместитель мэра Ярославля Леонид Комаров. Он уточнил, что город получит их в конце весны. Затем по заказу мэрии будет разработан проект внешнего вида торговых объектов. Сейчас в зоне ЮНЕСКО размещено 31 временное сооружение, по 29 уже вынесены судебные решения об освобождении занимаемой территории.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать