17:53
пятница,
29 марта 2024 г.
8.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 мая 2016

Розовые ясли, или Дом, где живет любовь

В далеком 1936 году в Ярославле на проспекте Шмидта (нынешний проспект Ленина) открылись ясли для детей рабочих Резинокомбината. Располагались они в новом красивом здании, которое было покрашено в розовый цвет. Многие годы этот дом в народе так и назывался – «розовые ясли». А сегодня это детский сад № 1. Его коллектив заботливо хранит старые фотографии тех лет. Вклеенные в огромный альбом, они, как лента старой кинохроники, уносят в прошлое.
1 / 2

Бегом от семейного рабства

На старых снимках видно, каким в те годы был Ярославль. Широкие улицы со строящимися домами, правда, кое-где еще зияют пустыри… В начале проспекта Шмидта, там, где нынче располагается гостиница «Турист», стройка кипит. Один за другим растут многоэтажные дома из красного кирпича. А вот и тот самый садик, те «розовые ясли». На фото середины тридцатых он кажется очень большим, потому что рядом нет привычных глазу многоэтажек.

– В начале 30-х годов прошлого века в Ярославле начали строить новые заводы и фабрики. Среди промышленных новостроек был и Резиноасбестовый комбинат, – рассказывает заведующая Ольга Шутова. – На стройках работали юноши и девушки из близлежащих деревень и городов, им помогали комсомольцы со всей страны. Городу нужны были квалифицированные рабочие. С целью помочь молодым людям получить образование и профессию государство решило максимально облегчить их быт. Многоквартирные красные дома, которые до сих пор стоят в начале проспекта Ленина, предназначались для рабочих комбината.

Энтузиазм, молодой задор, причастность к общему делу сделали невозможное возможным. Рабочий поселок, в котором к 1936 году насчитывалось больше десятка домов, рос быстро. Конечно, на современные благоустроенные квартиры комнаты в новых домах походили мало – канализация была, а вот помещения под кухни и ванные комнаты не выделялись. Сделано это было исключительно для того, чтобы освободить трудящихся женщин от домашнего рабства. С этой целью на нижних этажах многоэтажек были построены фабрика-кухня и банно-прачечный комбинат. Предполагалось, что работница, придя домой, не ринется обед готовить, а займется самообразованием, пойдет в школу рабочей молодежи или в клуб, который к тому времени уже возвышался неподалеку.

Вот как писала одна из газет того времени (выдержка из газетной статьи от 7 ноября 1924 г.).
Автор материала Г. Горбунова замечает: «Работница всегда была связана по рукам и ногам узкосемейными обязанностями, заботами – это в немалой доле также способствовало ее закрепощению, отсталости от передовых слоев рабочего класса… Она находилась под гнетом двоякого рабства: с одной стороны – под экономически-политическим и узкосемейным, с другой... Для того чтобы женщина-труженица могла занять равное место в рядах пролетариата, рабоче-крестьянская власть помогала и помогает женщине освобождаться от наследия царского строя – семейного рабства – путем организации общественных столовых, детских домов, яслей…».

В ясли – с двух месяцев

В рамках избавления от этого самого рабства позаботились власти и о молодых мамах. Чтобы те не отрывались надолго от трудового коллектива, для детишек работниц нового промышленного гиганта в Ярославле построили ясли.

В новом здании было все – горячая вода, кухня, просторные веранды, где дети спали днем, большие групповые комнаты, изоляторы, в которых лечились заболевшие малыши.

– Новоселье справили в день рождения революции – 7 ноября 1936 года, – подключается к нашему разговору педагог-психолог Татьяна Щербинина. – Принимали в ясельки младенцев с двух месяцев. В каждой группе было по 16 – 18 малышей, ухаживали за ними по две ясельные сестры и няня.

С черно-белого снимка на меня смотрит крохотная девчушка, она заразительно хохочет. Над малышкой склонилась медсестра, которая тоже улыбается и протягивает девочке руку. Идиллия да и только…

От своих собеседниц узнаю, что детишек в ясли мамы приносили утром и оставляли до позднего вечера. Но так поступали немногие. Чаще всего малыши жили в яслях всю неделю, ведь нередко случалось так, что оба родителя работали в сменах и оставить деток было не с кем. Так что домой малыши попадали разве что в выходные. При всем при этом многие молодые мамы приходили кормить грудничков каждые три часа, а потом прямо в яслях обедом кормили и их самих.

Все – самостоятельные

С подросшими детишками много играли, гуляли, занимались зарядкой и с младенчества закаливали – дети спали круглый год на неотапливаемых верандах. А еще всех учили мыть руки, вытираться только собственным полотенцем, аккуратно кушать, быстро одеваться и застегивать пуговицы. Удивительно, но, несмотря на «воспитание без мамы», к двум годам практически все воспитанники яслей хорошо говорили, а в три уже декламировали стихи, рассказывали сказки и даже могли показать небольшой кукольный спектакль.

Игрушек в саду хватало всем, но все они были, как сказали бы наши современники, функциональные. Девочки играли в куклы, одевали их и раздевали, любили готовить на кухне, лечить. Мальчики чинили машинки, строили и старались помогать девочкам.

Летом все уезжали на дачу в Очапки. Дети проводили все лето на свежем воздухе. Возвращались домой подросшими и окрепшими.

Они бы не разочаровались

Перелистаны последние альбомные страницы, и я задаю своим собеседницам вопрос: какая модель воспитания подрастающего поколения, по их мнению, лучше – та, что была в тридцатых годах, или сегодняшняя?

Ольга Александровна – человек молодой и, казалось бы, никак не должна «ностальгировать по прошлому», однако после первых же сказанных ею фраз становится ясно – она с уважением относится к опыту работы своих старших коллег.

– Каждое время имеет свои особенности, – говорит она. – В 30-е годы основным заказчиком услуг в сфере образования было государство, в настоящее время – родители воспитанников. Однако функции детского сада во многом остаются неизменными. Родители всех поколений нуждаются в квалифицированной консультационной помощи. Я смотрю на отчеты своих предшественниц и вижу, что просвещение родителей занимало у них немало времени. Впрочем, лекции им читали не только педагоги, но и врачи. Мы и сегодня эту традицию сохраняем. С этой целью на базе детского сада создан консультационный пункт, у нас выступают с лекциями медики, психологи, педагоги.

Сегодняшние родители больше озабочены тем, чтобы ребенок развивался, узнавал как можно больше нового, а годам к четырем-пяти уже умел читать, считать и писать. Так вот и проходит детство…

– Смотрю на эти старые снимки и понимаю: у детей, которых мы на них видим, было детство, – улыбается Татьяна Васильевна. – Но и тогда в семьях по-разному решали вопросы воспитания. Моя бабушка родилась в Ярославле, ее семья жила на улице Некрасова, но ни о каких яслях в доме даже не упоминали. Она мне потом рассказывала, что у городских жителей и не принято было детей отдавать в подобные учреждения, ну а у тех, кто только приехал в город, выбора не было никакого, так что ясли в ту пору были очень нужны.

Конечно, современный детский сад № 1 мало похож на тот, каким он был раньше. На одно мгновение я представила, что его бывшие воспитанники, многочисленные сотрудники – педагоги, медсестры и нянечки – из тех далеких тридцатых перенеслись в день сегодняшний. Что бы они сказали? Понравилась бы им та обстановка, которая царит сегодня в «розовых яслях»? Мне кажется, они бы не разочаровались. Здесь сохранилось главное, ради чего он и создавался, – любовь к детям.
Автор: Людмила Дискова
ФОТО з архива МДОУ № 1

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать