00:04 Воскресенье, 20 Сентября 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

С легким паром!

28 Декабря 2010
Празднование Нового года с давних пор окружено для русского человека множеством традиций – как древних, так и сравнительно молодых. Елка в разноцветных гирляндах, подарки и фейерверки, шампанское, мандарины, неизменный салат «Оливье»… Что еще? Ах да, чуть не забыли. «Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню», – напоминает нам с экрана любимый новогодний фильм «Ирония судьбы».

И пусть не для всех этот поход окружен столь многочисленными приключениями, как для незадачливого Жени Лукашина, каждый старается встретить Новый год в чистоте, а русская баня по-прежнему пользуется любовью и популярностью.

Прослыли чистоплюями
Старинная поговорка, зафиксированная Владимиром Далем, величала ярославцев «белотельцами» – за привычку часто мыться и топить бани. Жители соседних губерний называли наших предков еще и чистоплюями, прибавляя: «Пуд мыла извели, а родимого пятна не смыли». В начале XX века в губернском Ярославле насчитывалось около 500 частных бань и 4 торговые (общественные). Небольшие бани, предназначавшиеся для личного пользования, имелись, как правило, в каждой богатой усадьбе. При этом ярославские купцы были настроены весьма демократично, и наряду с хозяевами в домашней баньке могла попариться и прислуга. По воспоминаниям ярославца Сергея Дмитриева, служившего у купцов Огняновых, перед большими церковными праздниками все домочадцы от главы семьи до мальчика на побегушках и конюха в обязательном порядке посещали баню. Делалось это по особому графику: «Сначала шли хозяева­женщины, затем, придя из лавки, хозяева­мужчины, затем женская прислуга, а потом уж мужская».

В бане равны не все
Что же касается торговых бань, то они обслуживали горожан, не имевших собственной «мыльни». Невзирая на поговорку о том, что в бане все равны, здесь существовали «господское» и «простонародное» отделения. В «господском» помимо ярославцев часто мылись приезжие купцы и состоятельные гости города. Общим отделением пользовались прочие обыватели, а нередко и солдаты ярославского гарнизона. Городские «низы», желавшие по случаю праздника приобрести опрятный вид, могли воспользоваться банями при двух существовавших в городе ночлежных домах.
Особой популярностью в Ярославле начала XX века пользовались «Центральные» бани на Власьевской улице, ныне это улица Свободы. Это здание, пребывающее сейчас в состоянии реставрации, хорошо знакомо и современным ярославцам. Принадлежали «Центральные» бани купцам Оловянишниковым – владельцам знаменитого на всю страну колокололитейного завода. «Банными» магнатами были и другие ярославские купцы – Мурановы. Им в городе принадлежало сразу две торговые «мыльни»: «Старые Мурановские бани» на Ильинской улице, ныне это ул. Советская, район «Дома моды», и «Новые Мурановские» – на улице Рождественской, ныне Б.Октябрьской, в районе главного корпуса педагогического университета. Жителей Закоторосльной части города обслуживала баня «Наследники купца Петровичева».

Веник венику рознь
Банный бизнес приносил неплохой доход. Судите сами: накануне праздника в четырех общественных банях успевал помыться почти весь город – около 100 тысяч горожан. Открывались бани в 5 – 6 утра, а закрывались за полночь. Платной была не только сама процедура, но и «сопутствующие аксессуары»: мыло стоило 1 копейку (2 коп. стоил фунт ржаного хлеба), мочалка – 10 копеек. Крестьяне, промышлявшие заготовкой лыка и мочал, зарабатывали до 16 рублей в месяц. Для сравнения: месячный заработок на золотых приисках в Сибири составлял 30 рублей. Однако особенно ценились среди любителей бани веники. Их стоимость могла доходить до 30 копеек, это было дороже, чем бутылка хорошего крымского вина. Накануне церковных праздников, особенно перед Рождеством и Пасхой, веники целыми возами свозили в Ярославль из окрестных сел и даже из Костромы. Заготовка банных веников начиналась в Ярославском уезде еще со дня Аграфены­купальницы – с 6 июля. Считалось, что веники, связанные в этот день, приобретают целительную силу. Обычно веники вязали из березовых веток, однако заготавливали и особые – из веток ольхи, черемухи, липы, смородины, калины, рябины с добавлением специальных трав и цветов. Такие веники предназначались для свадебных обрядов, лечения и гадания.
Каждая уважающая себя торговая баня старалась нанять опытных и искусных банщиков – ведь от них зависела популярность заведения. Профессия эта была очень тяжелой, но прибыльной. Часто она передавалась по наследству. Особенно ценились у нас банщики из северных уездов губернии – Рыбинского, Пошехонского, Даниловского: считалось, что они умеют «лихо парить».

Нарасхват в Ярославле были и разудалые банщики­татары.
Помимо «мыльни» и парилки в торговых банях имелись «раздевальни». Здесь, совсем как в любимом советском фильме, засиживались «ярославские Лукашины» за неспешной беседой и прохладительными напитками. Шустрые «мальчики» подносили клиентам квас, а цирюльники предлагали свои услуги – стрижку, бритье, удаление мозолей.
Баня, без которой чисто­плюи­ярославцы не мыслили своего быта, объединяла и бедных, и богатых. Лишь в иных купеческих домах к началу XX века начали появляться «мраморные ванны», однако ярославский обыватель оставался верен традиции, воспринимая новшества с сарказмом и недоумением. Советская власть также воздавала дань традиции, с энтузиазмом проектируя для рабочих дома без ванных комнат и огромные банно­прачечные комбинаты, призванные обслуживать целые рабочие поселки. Лишь при Сталине наличие в квартире «удобств» перестало восприниматься как излишняя роскошь, однако доставались такие апартаменты, конечно же, не рядовым строителям коммунизма. Даже сегодня, имея в своем жилье элитную сантехнику или модную душевую кабину, мы нет­нет да и отправляемся в старую добрую баню. Ну а под Новый год в баню сходить, как говорится, и сам Бог велел.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама