Семь тысяч Шумахеров в год
Первый самостоятельный выезд на автомобиле, как первая любовь, остается в памяти на всю оставшуюся жизнь. Правда, запоминаются страх, неуверенность, мандраж от первого появления на дороге. С началом теплых весенних дней таких «мандражирующих» на наших дорогах становится больше.
Бум на права
Машины с треугольным знаком «У», что означает «ученик», или, как шутят инструкторы, «убийца на дороге», стали обыденным явлением. Спрос на обучение вождению в Ярославле огромен. Так, у нас сейчас работает около 50 автошкол! В 2010 году они выпустили на экзамен семь тысяч человек, из них пять тысяч отучились на категорию «В». 8 тысяч получили права разных категорий на управление транспортным средством. Почему права получили больше, чем вышли на экзамен? Дело в том, что статистика допущенных до экзамена учитывает тех, кто пришел сдавать первый раз. А ведь многие сели за «учебную баранку» и в 2009, и в 2008 годах, по нескольку раз пересдавали экзамен и в 2010 сдали.
Хорошие новости – данные статистики свидетельствуют о том, что качество подготовки молодых водителей в автошколах растет. Не так давно ГИБДД по Ярославской области опубликовала рейтинг автошкол, и согласно этим данным 30 процентов отучившихся сдают экзамен по вождению и получают права с первого раза. Это хороший показатель, считает начальник МЭО ГИБДД по Ярославской области Дмитрий Захаров. Еще несколько лет назад процент сдавших был меньше, следовательно, положительная тенденция налицо. Еще одна обнадеживающая цифра: по статистике, лишь 6 – 7 процентов ДТП с пострадавшими совершают новички, то есть те, у кого водительский стаж до трех лет. Следовательно, оставшиеся 93 – 94 процента ДТП на совести опытных водителей. Так кого следует опасаться на дорогах?
Тяжело в учении…
У обнадеживающей статистики есть свои причины. И одна из них в том, что в прошлом году изменились стандарты водительского образования. Увеличилось количество часов теории, ввели практические занятия по оказанию первой помощи, увеличили количество часов вождения.
– Нас на занятиях по теории замучили, вдалбливали правила дорожного движения, как в школе, вызывали к доске для ответов, ставили оценки, – рассказывает Андрей Голубев, получивший права в конце 2010 года. – Я врач, но мне пришлось ходить на занятия по медподготовке, иначе не допустили бы до внутреннего экзамена по теории.
Подготовка водителей стала одним из успешных видов бизнеса. Да, есть автошкола, которая выполняет госзаказ, есть учебные заведения – несколько училищ в Ярославле тоже обучают желающих получить права. Но в основной массе автошколы – это коммерческие структуры, заинтересованные прежде всего в извлечении прибыли. Да, каждая из них обязана пройти лицензирование в областном департаменте образования. Для получения лицензии надо доказать наличие материальнотехнической базы – оборудованных учебных классов, площадки с покрытием и установленными упражнениями, соответствующими требованиям ГИБДД, учебных машин, оборудованных педалями управления для инструкторов. То, что учебные классы и площадку автошколы арендуют друг у друга, роли не играет, разрешение на обучение департамент выдает.
А дальше все зависит от учеников. Комуто постижение основ водительского мастерства дается легко – и человек с первого раза сдает экзамен. Комуто требуются долгие и мучительные годы, многочисленные пересдачи. И человек либо упорно добивается своей цели, либо понимает абсурдность собственных автоамбиций и всю оставшуюся жизнь довольствуется ролью пассажира.
Все были «чайниками»
Справедливости ради надо заметить, что вся эта радужная статистика не отражает многих реалий нашей жизни. Сколько новичков после получения прав тут же садятся за руль собственного авто? Такой статистики нет и быть не может. Молодой водитель может в течение трех лет копить деньги на машину и первый раз выехать тогда, когда вроде бы уже стал опытным автомобилистом. Никакая дисквалификация у нас не предусмотрена.
– А как докажешь? – рассуждает Дмитрий Захаров. – Если человек ездил аккуратно, в аварии не попадал, в нашей базе он числиться не будет. Критерий владения автомобилем тоже нельзя считать универсальным, ведь новичок может ездить по доверенности.
Дмитрий Николаевич советует тем новичкам, у кого был зимой вынужденный перерыв, не постесняться и взять дополнительное занятие по вождению хотя бы у того инструктора, с которым он еще недавно занимался. Ну или просто поездить на автомобиле по тихим улочкам с малым движением. Необходимо вспомнить и особенности управления автомобилем, правила движения по дорогам города, выполнить маневры. Ведь для многих новичков несколько месяцев вынужденного простоя – немалый срок, за который они успевают забыть даже, как заставить машину тронуться с места.
Сейчас единственный способ выделить новичка в потоке автомобилей – это недавно введенный опознавательный знак, восклицательный знак на желтом фоне. Обязательного требования ездить с этим «клеймом «чайника» нет, за его отсутствие штраф не предусмотрен.
В этом знаке должен быть заинтересован прежде всего сам начинающий водитель. Ведь в его интересах дать понять окружающим, что он еще не научился грамотно и быстро оценивать дорожную ситуацию, что он может по неопытности совершить неправильный маневр и от него лучше держаться на безопасной дистанции. А гдето и пропустить его вперед. Ведь даже «шумахеры» когдато совершали свои первые метры самостоятельного движения.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОДИТЕЛЯМ
– Выберите время, когда минимально количество машин на улицах.
– Пройдите пешком вдоль маршрута, изучите перекрестки, светофоры, знаки.
– Для первого выезда достаточно 40 – 45 минут: и навык получите, и не успеете устать.
– Двигайтесь не быстрее 40 км/час, соблюдайте дистанцию.
– Ничто не должно отвлекать от дороги.
– Постарайтесь ездить как можно чаще, чтобы водительские навыки сформировались быстрее.
Комментарии