21:10
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 августа 2013

Сергей ТЕРЕХ: Лучше быть счастливым садовником, чем несчастным менеджером

Гостем нашей традиционной рубрики «За чашкой чая» стал Сергей Терех, директор департамента образования мэрии Ярославля.

Накануне нового учебного года мы говорили с ним о сути нового Федерального закона «Об образовании», интересовались, может ли дошкольное и школьное образование стать платным, а также спрашивали о том, чем родителям лучше занять ребенка во внеурочное время. Как обычно, Сергей Владимирович откровенно ответил на все вопросы журналистов газеты.
Строить дешевле,  чем ремонтировать
– До начала нового учебного года остались считанные дни. Готовы ли наши образовательные учреждения к приему детей?
– Да, готовность стопроцентная. Госкомиссия объехала все наши учреждения, они ею приняты. Однако справедливости ради надо сказать и о том, что о каких-то качественных переменах, модернизации школ мы говорить, конечно, не можем. В течение двух десятилетий серьезных инвестиций в отрасль никто не делал. Да, детские сады мы худо-бедно строили, но школы-то нет! Я напомню, что в последний раз в Ярославле открывали новую школу 15 лет назад.
Когда вступил в силу знаменитый 131-й ФЗ, все содержание «социалки», включая образовательные учреждения, легло на плечи муниципалитетов, но ведь у местных властей и без того забот хватает: надо, чтобы город убирался, транспорт ходил, строилось жилье... Напомню, что образование, как и здравоохранение, было всегда государевым делом, из федерального бюджета финансировалось и строительство новых учреждений. И это правильно, потому что сегодняшнее состояние ярославской казны оставляет желать много лучшего, поэтому из-за нехватки средств мы занимаемся не столько ремонтом, сколько латанием дыр.
Откровенно завидую тому, что сегодня делается в Рыбинске. Там капитальный ремонт школ, а точнее, их реконструкция, идет за счет средств регионального бюджета. За три года им удалось модернизировать четыре образовательных учреждения. Причем стоимость ремонта каждого обошлась казне в сто и более миллионов. Нам, напомню, на ремонт всех из городского бюджета выделили в нынешнем году 128 миллионов. Но, замечу, это не живые деньги, а бюджетные ассигнования, то есть, проще говоря, некие гарантийные обязательства того, что подрядчику сделанную работу оплатят. Впрочем, сегодня мы ведем переговоры с правительством области о том, чтобы и на ремонт ярославских школ из регионального бюджета выделялось больше средств. Понимание в этом вопросе мы находим, думаю, уже в следующем году так и случится.
Мы все учились понемногу…
– Изменится ли в нынешнем году содержание образовательных программ?
– Десять школ нашего города стали пилотными в рамках освоения государственных стандартов второго поколения. Другими словами, пятиклассники, которые в них учатся, будут начиная с первого сентября работать по новым программам. Насколько успешно пойдет усвоение ими нового материала, покажут результаты контрольных работ, их проведут с использованием новых КИМов.
– А этот самый показатель успешности будет каким-то образом влиять на объем финансирования образовательных учреждений?
– Обязательно, иначе не было бы никакого смысла вводить новые стандарты. Задача педагогов – не просто дать ребятам какие-то знания, но и научить ими пользоваться в обыденной жизни. Сегодня в той же Европе это умение считается самым главным. Ребенок не только должен выучить ту же таблицу умножения, но и хорошо представлять, где он может применить полученные знания на практике. Выпускные классы также начнут учиться по новым стандартам, поскольку в конечном итоге для них также важно выйти на этот уровень.
– Было время, когда в ярославских школах не хватало педагогов…
– Это давно в прошлом. Сегодня у нас есть, конечно, вакансии учителей начальных классов, иностранного языка, ОБЖ, физической культуры, но их немного.
– Мы все больше говорим о школах, но детские дошкольные учреждения – эта та первая ступенька, которая и ведет в мир больших знаний. Что там изменится?
– Начиная с нынешнего учебного года очень многое. Раньше мы никогда не говорили о дошкольном образовании как об уровневом, теперь говорим. Здесь начинают действовать свои образовательные стандарты, их финансирование будет осуществляться из регионального бюджета, включая заработную плату педагогов. Но что касается содержания самих учреждений, то это по-прежнему забота города.
– Какие же умения и навыки должен продемонстрировать выпускник ДОУ?
– Да у нас и сегодня выпускники всех детских садов очень хорошо подготовлены к переходу в школу: они умеют читать, считать, писать, многим из них, откровенно говоря, в первом классе и делать-то нечего. Получается, что педагоги начальных классов занимаются больше социализацией первоклашек, помогают им адаптироваться в коллективе, учат общаться как со сверстниками, так и с более старшими ребятами. Если учитель относится к своему труду творчески, он с такими детьми занимается по специальным развивающим программам обучения, которые больше направлены не на усвоение, а на поиск нужной информации.
– Судя по всему, и в закон о ЕГЭ будут внесены изменения. А вы сами являетесь его сторонником?
– Я не вижу ничего плохого в той системе оценки знаний выпускника школы, которая действует у нас сегодня. Она позволяет ребятам не распыляться, а сосредоточиться в старших классах на углубленном изучении тех предметов, которые им нужны, чтобы поступить в выбранный вуз.
Но вот что нам действительно надо улучшить, так это проф-
ориентационную работу. Согласитесь, человек, который выбрал дело по душе, в котором он преуспевает, принесет обществу больше пользы.
Мне не раз приходилось видеть, как родители стремятся в буквальном смысле выжать все из своих детей, лишь бы те поступили в престижные вузы. Но, по-моему, лучше быть счастливым садовником, чем несчастным менеджером.
Не школой единой
– Сергей Владимирович, о том, как изменятся образовательные программы, понятно, но помимо учебы ребенок должен еще чем-то заниматься. Число учреждений дополнительного образования в городе не будет сокращаться?
– Ни в коем случае! Скажу больше, новые образовательные стандарты нацелены на то, чтобы ребенок обязательно чем-то занимался дополнительно: либо ходил в кружок кройки и шитья, либо посещал спортивную, музыкальную или художественную школу. Программа на это отводит десять часов в неделю. Многие наши образовательные учреждения на своей базе стали создавать центры внешкольной работы, но у нас и городских работает немало, так что занятие по душе найдет каждый школьник.
– Будет ли в Ярославле введена единая школьная форма?
– Знаете, мне слово «форма» вообще не нравится, от него казармой отдает. Однако я считаю, что то, в какой одежде ученик приходит в школу, имеет очень большое значение. Даже первоклашка должен понимать очевидную вещь – на занятия нельзя приходить в заштопанных джинсах или спортивных брюках. Все ведущие мировые компании требуют соблюдения определенного дресс-кода от своих сотрудников. Посмотрите на то, как одеты банковские служащие или стюардессы, мы воспринимаем это как явление нормальное. Тогда почему попытки ввести деловой стиль в школах вызывают у некоторых родителей и учеников какое-то стойкое неприятие? Мне это вообще непонятно.
– Что бы вы пожелали родителям ярославских школьников?
– Любить и понимать своих детей! Мы все рождены быть счастливыми, пусть ваши дети обязательно это поймут.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать