Школы, которые мы выбираем
Задача школы состоит не только в том, чтобы дать ребенку знания, но в первую очередь научить его главному – как не потеряться в этой жизни. Так считает Сергей ТЕРЕХ, директор департамента образования мэрии города Ярославля. Сегодня он гость нашей редакции.
Чему учиться пригодится
– Сергей Владимирович, проект нового закона об образовании, внесенный в Госдуму РФ, наделал много шума. Далеко не все его положения воспринимаются положительно. Объясните, почему?
– На мой взгляд, самый демократичный закон об образовании был принят в нашей стране в начале 90-х. Это был понятный и вполне конкретный документ. Другое дело, что потом он оброс множеством ведомственных циркуляров и разъяснений. Собственно, они и выхолостили всю его суть.
Новый вариант закона скорее констатировал то, что по факту мы уже имеем: вариативность образовательных программ, право выбора учебного заведения и так далее. Но он так и не ответил на главный вопрос: как устранить перегруженность образовательных программ? Ведь сегодня мы не всегда учим детей тому, чему их надо учить: как применить на практике полученные знания, как правильно выбрать профессию… А ведь это главное.
– В Ярославле, как и во всех крупных городах России, есть школы, куда попасть проблематично, а есть те, в которых недобор. Причем родители, желая пристроить любимое чадо в нужное учебное заведение, на что только не идут, например, покупают регистрацию в том микрорайоне, к которому школа приписана…. Зачем созданы все эти барьеры?
– Я в курсе всех этих художеств. Больше скажу: узаконить их помогли поправки в действующий закон об образовании. Их авторство приписывают руководителям элитных учебных заведений Москвы и Подмосковья. Говорят, таким образом они хотели всех «посторонних детей» лишить всякой возможности учиться в их школах.
Все решат кадры
– Власти Москвы нынешней осенью выделили дополнительную финансовую поддержку всем школам, занявшим высшие места в рейтинге по результатам сдачи ЕГЭ. У нас подобное планируется?
– Нет. Я, например, совсем не уверен, что высокие баллы, полученные выпускниками на экзаменах, – это целиком заслуга школы. Давайте начистоту, чаще всего это заслуга родителей и репетиторов.
В Ярославле тоже есть школы, которые занимают лидирующие позиции в подобных рейтингах. Посещают их в большинстве своем дети из благополучных и финансово обеспеченных семей. И возьмите какое-нибудь учебное заведение в отдаленном микрорайоне Брагина, там другая социальная среда. Тем не менее там тоже совсем неплохо сдали ЕГЭ, у многих результаты выше средних значений…
– Однако минимальный проходной балл, который был зафиксирован нынешним летом в большинстве ярославских вузов, оказался куда выше, чем тот, который получило подавляющее число школьников Ярославля по результатам сдачи ЕГЭ. Многим даже мечтать не пришлось о том, чтобы поступить на бюджетные отделения высших учебных заведений…
– Получить высшее образование – это совсем не та цель, к которой нужно стремиться. Другое дело, что ярославские школы по ряду позиций остались позади рыбинских, угличских и даже любимских. Это свидетельствует о том, что уровень профессионализма наших педагогов, качество управленческих решений руководителей учебных заведений совсем не те, какие бы мне хотелось видеть.
– И что вы намерены предпринять?
– Я совершенно искренне убежден, что учителями должны становиться лучшие из лучших, а не те, которые идут в педагогический только потому, что им не хватило баллов для поступления в другой вуз.
Сегодня мы в департаменте начали серьезную работу по подбору кадров. Она идет непросто, но, думаю, ее результаты проявятся в ближайшее время.
Критерии успешности у каждого свои
– Как же вы собираетесь привлечь в школу лучших из лучших, если уровень заработной платы педагогов более чем скромный?
– Сегодня директор школы обладает достаточной свободой для маневра, именно он совместно с советом учебного заведения формирует фонд оплаты труда. Кроме того, родители и попечители вправе выделить дополнительные средства на те же экскурсионные поездки, ремонт классов, покупку новых книг для библиотеки. Конечно, сначала эти деньги надо получить на расчетный счет, но ведь источником финансирования помимо бюджета может выступить любая структура, в том числе и коммерческая.
К слову, мы у себя в 90-й школе в свое время даже штатное расписание поменяли: ну не нужны нам были лаборанты в кабинет информатики, а вот заместитель директора по информационным технологиям, напротив, требовался. И мы этот вопрос решили.
Каждый должен делать свое дело: задача ведомства, которое я возглавляю, следить за соблюдением государственной политики в области образования, а задача руководителя школы – решать вопросы ее жизнедеятельности, контролировать ход учебного процесса.
– В чем плюсы и минусы новых образовательных стандартов?
– Непростой вопрос. Официальной линейкой измерения этого самого стандарта служит ЕГЭ. Но процедура его проведения, содержание контрольно-измерительных материалов пока далеки от совершенства. Самое неправильное то, что у нас между обязательными предметами и, например, кружком «Умелые руки» – водораздел. Но для кого-то бисероплетение может стать ремеслом, человек будет этим зарабатывать на жизнь, точно так же, как другой станет выдающимся математиком, химиком или историком. Ведь успешен не тот, кто все хорошо выучил и сдал на пять, а тот, кто нашел свое место в жизни.
Чтобы система не давала сбоя
– В 2010 году в российских школах ввели новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Как вы оцениваете эффективность этого начинания?
– Курс очень важный, он дает возможность ребятам познакомиться с культурой, в том числе и религиозной, различных стран и народов. Это своеобразные уроки толерантности, и они не только интересны, но и полезны. Тем более что современные технические возможности позволяют совершить виртуальную экскурсию по храмам, узнать их историю, полюбоваться шедеврами иконописи…
– Сергей Владимирович, если бы, будучи директором школы, вы увидели, что некоторые ученицы пришли на занятия в хиджабах…
– Ну и что? Я бы вообще на это никак не стал реагировать, откровенно говоря, не вижу поводов для беспокойства.
– В разных странах системы образования разные. Вам лично какая больше нравится?
– Мне кажется, наиболее успешен опыт США. Там для всех детей обязательно посещение начальной школы, а вот дальше родители вместе с ребенком с помощью педагогов и психологов решают, где и чему учиться дальше. Там люди нормально воспринимают, когда им говорят: «Космонавтом ты не станешь, но из тебя может получиться инженер или станочник». В Америке высшее образование не самоцель, там все знают – главное, чтобы ты стал хорошим специалистом и получил работу. Тогда и жизнь у тебя будет достойной.
В американских школах нет такой структуры, как класс. С Питом ты ходишь на литературу, а с Майклом в театральный кружок. Так завязываются новые коммуникации, и это очень помогает человеку в дальнейшей жизни.
В старших классах вопрос, куда пойти учиться, решается уже несколько по-другому, нежели у нас. Там профессиональный выбор учащимся помогают делать колледжи, которые стараются отыскать «своего» студента...
– Есть ли планы строительства новых современных школ в Ярославле?
– Есть. Ведь последний раз мы открывали новую школу в 1998 году. И это была школа №90, директором которой я работал. За это время город вырос, появились новые микрорайоны, и мы уже чувствуем, что нам не хватает не только детских дошкольных учреждений, но и школ. Особенно остро эта проблема стоит в Брагине, в микрорайоне «Сокол», что во Фрунзенском районе, да и для заволжан она не менее актуальна. У нас есть очень хорошие проекты, осталось найти средства, чтобы их осуществить.
Сергей ТЕРЕХ:
Нам нужно постепенно переходить на пятидневную рабочую неделю, родители должны чаще видеть своих детей, им надо больше времени проводить вместе. В то же время продолжительность летних каникул у нас, на мой взгляд, неоправданно велика. Отдыхать по три месяца, а потом стараться в темпе выдать все предметы – это неправильно.
В Ярославле 96 общеобразовательных школ, из них статус гимназии имеют три учреждения, а статус лицея – одно. Больше всего школ в Дзержинском районе – 20. Кроме общеобразовательных учреждений, где углубленно изучают отдельные предметы, в городе создана сеть профильных классов. Основной упор делается на изучение информационно-технологических, социально-гуманитарных, физико-математических, химико-биологических и биолого-географических дисциплин. Более половины всех городских старшеклассников сегодня выбирают профильное обучение.
Комментарии