02:41
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 июня 2015

ШОК – это по-нашему!

Недавно в Ярославле прошли занятия Школы общественного контроля (ШОК). Это совместный проект Общества защиты прав автомобилистов и Федерации автовладельцев России, цель которого – научить, соблюдая законы, проводить  мониторинг АЗС, проверять правомерность оформления полисов ОСАГО и КАСКО, выявлять на дорогах «ловушки», провоцирующие нарушения ПДД. О том, зачем нужны такие занятия и кто может стать общественным контролером, мы беседуем с региональным представителем Федерации автовладельцев России (ФАР) в Ярославской области Сергеем ТЕРЕХИНЫМ.

– Сергей, в Ярославле стартовал проект ФАР – мониторинги организаций, так или иначе связанных с безопасным дорожным движением, то есть  МВД, ГИБДД, ДПС, страховых компаний и даже судебной системы...
– Действительно, в Ярославле побывали руководители общественного движения ФАР, в частности, президент федерации Сергей Канаев. Они провели в нашем городе занятия Школы общественного контроля и дали старт новому проекту.

– Чем же занимаются общественные контролеры?
– Мониторингом ситуации, сбором фактов, которые потом обрабатываются на федеральном уровне и передаются руководству конкретных структур для реагирования. Наблюдение проводится в открытой и скрытой формах. Собранные данные заносятся в специальные анкеты, обобщаются, а позже вся информация будет передана в Министерство внутренних дел и администрацию президента с целью  внесения улучшений.
Сейчас программа сосредоточена на семи проектах, важных для автомобилистов: мониторинг АЗС (исследование качества топлива и соответствия его реализации требованиям технического регламента, а также уровня сервиса на заправках), мониторинг «телефонов доверия» МВД с целью выявления их доступности для автомобилистов, мониторинг страхования в компаниях, занимающихся ОСАГО и КАСКО, мониторинг МРЭО (соблюдение правил регистрации транспорта), мониторинг ДПС на предмет соблюдения законов и правил службы, судебный мониторинг  –  соблюдение требований об открытости и доступности судебных решений и общественная экспертиза решений по «автомобильным» статьям, а также проект «Ловушки» для водителей» — выявление разметки и дорожных знаков, провоцирующих нарушения ПДД.

– Как именно действует общественный контроль?
– Возьмем мониторинг «телефонов доверия» МВД. Они перечислены в приказе МВД
№ 808, и территориальные органы обязаны разместить эти  телефонные номера на всех своих автомобилях – ДПС, ППС, полиции и других. По «телефонам доверия» граждане могут подать жалобу на действия сотрудников ведомства, поэтому эти номера должны быть доступны как раз в момент недовольства гражданина действиями сотрудника МВД.  В то же время в некоторых регионах  умышленно указываются неактуальные номера телефонов, чтобы гражданин не мог оставить жалобу.
В нашей области мы также выявили нарушения с размещением телефонов, но они вызваны иными причинами. У ГИБДД исторически был свой «телефон доверия», не тот, что указан в  федеральном приказе. После того как в рамках Школы общественного контроля мы встречались с руководством ГИБДД и указали на это нарушение, принято решение о смене номера телефона на автомобилях. Теперь он будет указан в соответствии с федеральным приказом — 8 (4852) 73-10-50.

– А как родилась идея школы?
– В прошлом году в рамках общественного проекта Московской Хельсинкской группы «Гражданин и полиция: вовлечение граждан в контроль за деятельностью полиции» ФАР привлекала добровольцев к мониторингу работы ДПС. Я также занимался этим на территории Ярославской области. Но чтобы проводить подобные мониторинги, необходимо обладать знаниями, в частности, в сфере законодательства. Для этого и нужна Школа общественного контроля. Она  делится информацией с активистами на местах. В Ярославле тоже есть костяк людей, неравнодушных к нарушениям законодательства. Их пока немного — около десятка человек. В каждом из курсов преподаются методики на основе практики пилотных акций, помогающие освоить особенности проверок по темам проектов. От инспекторов (так называют общественных контролеров) требуется знание законов, подзаконных актов, внутренних распоряжений и регламентов проверяемых служб – вплоть до должностных инструкций. В этом помогут специально выпущенные буклеты и видеоиллюстрации.
Но есть и другая сторона. Школа просит обучающихся обеспечить обратную связь, чтобы донести реальную картину с мест до федеральных органов.

– Разве десять человек с этим справятся?
– Мы надеемся, что число неравнодушных людей будет расти. Воспользоваться знаниями смогут не только очные слушатели, но и все, кто пожелает участвовать в наведении порядка. Для этого тексты методик, видеоиллюстрации, ход и результаты проверок организаторы будут выкладывать на своих сайтах. Таким образом, сложится своеобразная заочная форма обучения общественных инспекторов. Жители любого региона, города и поселка, ознакомившись с публикациями, смогут подключиться к реализации проектов ШОКа. Это весомое подспорье делу: для аналитиков важно получить максимально полные сведения по стране.

– Общественные инспектора получат какие-то особые полномочия для решения проблем на местах?
– Нет, такой цели мы не ставим. Зафиксировав нарушения, общественный инспектор не должен пытаться ликвидировать недочеты самостоятельно. В его полномочиях — направить факты и выводы органам, уполномоченным исправлять огрехи.

– Каким образом Ярославль попал в этот проект?
– У нас давняя и крепкая дружба с президентом ФАР Сергеем Канаевым. Именно он предложил мне стать региональным представителем ФАР. И когда Канаев выдвинул идею провести занятие школы в Ярославле, я с радостью поддержал его и обратился за помощью в областную Общественную палату, где также нашел понимание.

– Насколько я знаю, помимо теоретического курса проходили и практические занятия?
– В Ярославле мы проводили мониторинг работы страховых компаний. В итоге увидели, что страховые компании даже после повышения стоимости полисов не отказались от навязывания дополнительных услуг.  В рамках школы мы также организовали мониторинг работы регистрационного подразделения ГИБДД на улицах Декабристов и Журавлева. Заместитель начальника ГИБДД по Ярославской области Антон Царев поехал вместе с нами и посмотрел на работу своих подчиненных глазами обычного автомобилиста.

– И что же показал мониторинг?
– Нарушений было немного — например, в одном из окон, куда автомобилист должен был представить документы на получение или замену водительского удостоверения, затребовали ксерокопию справки из медицинского учреждения. А в соответствии с регламентом предоставления госуслуги ксерокопии требовать нельзя. Это серьезное нарушение — навязывание дополнительных услуг. Ведомство должно обладать необходимой копировальной техникой, чтобы самостоятельно копировать оригиналы документов.
Еще одно нарушение состояло в том, что в месте, где заполняются заявления, отсутствовали ручка и бумага. То есть посетители были лишены возможности написать заявление или обращение. Были и еще небольшие претензии — информационные стенды не везде оформлены правильно. В частности, из-за плохого качества ксерокопий не видна часть важной для посетителей информации.
Что примечательно, Антон Царев не только не возражал против наших замечаний, напротив, пообещал все исправить в ближайшее время. И более того, часть распоряжений по исправлению нарушений он отдал своим подчиненным непосредственно во время мониторинга.

– И когда же подведут  итоги  ШОКа?
– Школа дает людям знания и успешный опыт. А дальше они сами реализуют свою гражданскую позицию. Тем не менее я надеюсь, что к концу года у наших московских коллег будет повод приехать в Ярославль, чтобы рассказать о том, какие проблемы помогла решить информация, собранная и переданная ярославцами.

ФОТО из архива Сергея ТЕРЕХИНА

Автор: Юлия Михиенкова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать