Шок – это по-Волковски
Сезон шока и трепета – так можно охарактеризовать уходящий сезон в Волковском театре. Со сцены зрителей шокируют, и они трепещут: ктото от восторга от нового, необычного, а кто-то – от праведного гнева. Ведь им показывают нечто эпатажное, провокационное.Последняя премьера театра – спектакль «Екатерина Ивановна» по одноименной пьесе Леонида Андреева в постановке режиссера Евгения Марчелли – полностью укладывается в логику сезона. Пьеса, написанная в 1912 году, в тогдашнем обществе вызвала скандал. Тема супружеской измены, женского распутства стала новой для времен столетней давности. В 1913 году впервые эту пьесу увидели ярославские зрители на подмостках Волковского театра – тогда с гастролями к нам приезжал Московский Художественный театр.
И вот «Екатерина Ивановна» возвращается на сцену первого русского, но уже в качестве репертуарного спектакля. И современная ее трактовка вызвала далеко не однозначную реакцию – от резкого неприятия до полного восторга.
На роль главной героини пригласили актрису из Санкт-Петербурга Анастасию Светлову. Екатерина Ивановна Анастасии Светловой – это боль и нерв всего спектакля. В начале она – оскорбленная необоснованными подозрениями мать семейства. Постепенно она меняется, превращаясь в этакую распутницу без стыда, без горечи. Апофеозом ее падения становится сцена, когда она стоит полностью обнаженная. Ее душевная боль – в долгом, странном танце, через который выражено сиюминутное состояние.
Такой душевный и моральный путь героини подкреплен и костюмами, и декорациями. Поначалу действо разворачивается вокруг большого овального стола – символа крепких семейных устоев. Трагедия нарастает, Екатерина Ивановна меняет костюм на простыню, в которую она стыдливо кутается. Но вот простыня сорвана, героиня переступила черту между семейной добродетельностью и распутством. Второе действие играется в красном. Огромный красный кабинет, на героине – красный вульгарный наряд. Ближе к финалу она остается и без него. По логике спектакля – лишение остатков стыда.
– Для меня особенно важна тема взаимоотношений мужчины и женщины. Здесь же возникает напряженная ситуация – обнаженная модель в мире мужчинхудожников. И они ее не замечают, продолжают разговаривать, заниматься своими делами. Мужчина всегда самодостаточен, женщина – это особая категория, – объясняет замысел Евгений Марчелли.
Мужские роли играют актеры Волковского театра. Муж Екатерины Ивановны Горя (Евгений Мундум) – по пьесе депутат Государственной думы, важный человек, который рассуждает о собственном достоинстве, противопоставляя себя «недостойным». Постепенно понимаешь, насколько этот персонаж ничтожен, похолуйски примитивен. Он способен пожертвовать чувством собственного достоинства, гордостью во имя «красного угара ночей».
Развратник Ментиков (Николай Шрайбер), главный совратитель Екатерины Ивановны, у Андреева именуется не иначе как ничтожеством, мелким, недостойным человеком. В исполнении Николая Шрайбера этот герой предстает этаким жиголо. И в финале спектакля становится понятно: он причина всех бед и несчастий. Он понимает, что он вершитель судеб.
Коромыслов (Алексей Кузьмин) и Алексей (Виталий Даушев) пытаются сохранить моральный облик. Но они обречены. С особой жестокостью, натурализмом и лаконизмом сделана сцена визита Екатерины Ивановны к Коромыслову. Гостью, одетую вызывающекрасно, художник грубо избивает и насилует. Особо впечатлительная часть публики впадает в немой шок: как можно так жестоко! И на сцене первого русского!
– Я хочу, чтобы после спектакля мужчина бережнее относился к своей женщине. А та, в свою очередь, поняла, что она – высшая ценность на земле, – признался Евгений Марчелли.
И для этого все средства хороши?!
Комментарии