16:05
понедельник,
16 сентября 2024 г.
23.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 мая 2012

Сколько стоит профессионал

Согласно официальным данным уровень безработицы в Ярославле не превышает двух процентов, однако это вовсе не означает, что в нашем городе найти работу просто.

А если я ошибся?
Наверняка многие из нас не раз задавались вопросом: почему одни люди успешны, а другие не очень? И что такое эта самая успешность? Как оказалось, большинство наших сограждан под этим понимают в первую очередь удачный выбор профессии и как следствие – быстрый карьерный рост.
Но выбирать профессию юным россиянам приходится в том возрасте, когда никакого жизненного опыта они не имеют, а потому чаще всего полагаются на мнение родителей, учителей или друзей. Но это не всегда дает ожидаемый результат.
С Павлом, студентом ЯрГУ им. П.Г.Демидова, мы познакомились на ярмарке вакансий. Он был одним из многочисленной группы посетителей, пришедших на биржу труда. Юноша бродил вдоль стендов с объявлениями, прислушивался к тому, что предлагают работодатели, и лицо его становилось мрачнее: все вакансии ему абсолютно не подходили. В свое время он решил изучать точные науки. Однако, проучившись в университете без малого два года, понял – не его. Сегодня он занят поисками работы, решил сначала попробовать свои силы в каком­либо деле, а уж потом учиться дальше.

Наставник, воспитай ученика
Во многих европейских странах, да и в Америке подобное решение молодого человека удивления не вызвало бы. Там считается в порядке вещей, когда выпускник школы в течение года занимается «поисками самого себя», работает на низших должностях в различных учреждениях, на предприятиях. У нас все по-другому: не поступил сразу после школы в нужный вуз – ты неудачник! О том, чтобы приобрести рабочую профессию, зачастую и речи не идет. Многие ребята не хотят становиться слесарями и токарями потому, что условия труда на большинстве ярославских предприятий остаются крайне сложными, а заработки весьма скромными. Однако у топ­менеджеров наших заводов другая точка зрения: они считают, что учреждения начального профессионального образования готовят «не тех и не так».
– Работодатели готовы с нас спрашивать, но мало кто из них предлагает помощь в деле подготовки рабочих кадров, – говорит Владимир Выборнов, заместитель директора областного департамента образования. – У нас недавно прошло заседание региональной трехсторонней комиссии, где присутствовали губернатор, работодатели, профсоюзные активисты и мы, представители департамента образования. Речь зашла о том, чтобы выработать общий проект решения по «кадровому вопросу». Мы предложили работодателям установить доплаты к стипендиям для ребят, обучающихся в НПО и СПО, а также выделять средства на профориентационную работу, потому что без нее мы никуда не двинемся. На мой взгляд, надо создавать целую систему работы с выпускниками школ, чтобы не было так, как сегодня: мы вас на завод приняли, посмотрели, вы нам не понравились – мы вас выгнали. Вспомните, как в советские времена была отлажена эта работа! К молодому человеку после окончания учебного заведения обязательно прикрепляли наставника, чтобы он помогал ему освоиться в профессии. Наступало время, парня торжественно провожали в армию, а затем так же торжественно встречали, помогали с получением жилья, и человек гарантированно работал на этом предприятии долгие годы, считая его своим.
– Наставничество – это, конечно грамотно, – соглашается с Владимиром Выборновым Геннадий Ольховик, кадровый рабочий ЯЗДА. – Но труд хорошего наставника стоит недешево. На мой взгляд, чтобы сделать из выпускника ПУ высококвалифицированного фрезеровщика, его надо «натаскивать» в течение года. И это при условии, что молодой рабочий сам хочет чемуто научиться. Я вам прямо скажу: хороший фрезеровщик – штучный товар, и готовить его надо со знанием дела. Сколько стоит труд наставника? Да не менее пятидесяти тысяч в месяц. Но и ученику, который показывает успехи, я бы тоже тысяч тридцать платил, это хороший стимул, чтобы он потом не ушел с завода.

Вакансии есть, но…
Пока региональные власти совместно с работодателями ищут ответ, как подготовить грамотные кадры, люди находятся в поисках подходящей для себя работы. Они не только обращаются к помощи родственников и знакомых, но и рассылают резюме в те или иные компании по Интернету.
Однако немало и тех, кто начинает эти самые поиски с посещения городского центра занятости населения. Его специалисты тоже оказывают помощь в трудоустройстве, а также регулярно проводят ярмарки вакансий, на которых и происходит личная встреча соискателей и работодателей. Правда, если вы решили подыскать себе что­-то поденежнее, это место не совсем для вас. Зато для тех, у кого амбиций поменьше, вакансий предостаточно.
В прошлый четверг здесь было особенно многолюдно. Свои вакансии представили промышленные и перерабатывающие предприятия, подрядные организации, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, компании-поставщики услуг кабельного телевидения, Интернета и телефонной связи... Но зарплата, которую готовы предложить работодатели, колебалась от 7 до 15 тысяч рублей в месяц.
– Приходите к нам, – бойко зазывала молодая женщина окруживших ее мужчин. – У нас контора в самом центре города, в Кировском районе. Нужны трактористы, грузчики, уборщики территории… Да, зарплату вовремя платим. Сколько? Смотря на какую вакансию вы готовы откликнуться. Трактористом пойдете? Ну, тысяч восемь…
Подходим к сотруднику кадровой службы ОАО «Ярославский судостроительный завод». На столе длинный список специалистов, которые сегодня требуются предприятию. Вакансии в основном предназначены для тех, кто имеет специальное профессиональное образование. Душа прямо запела – наконец-­то! Но при взгляде на цифру, регулирующую величину ежемесячного дохода, настроение резко поменялось. Так, дипломированному инженеру-конструктору с высшим техническим образованием (технология машиностроения), умеющему читать чертежи, уверенному пользователю ПК, ПО AutoCAD, предлагалась заработная плата… в 12 тысяч в месяц, на такую же сумму может рассчитывать и инженер­-технолог. Чуть больше – 20 тысяч – причитается сборщику корпусов металлических судов, токарю, имеющему высокий разряд, и квалифицированному фрезеровщику.
И другой наш промгигант – шинный завод – готов предложить вакансии, но тоже достаточно малобюджетные.
– Да, – протянул стоящий рядом со мной мужчина лет пятидесяти, – сегодня продавец в магазине получает больше, чем рабочий на заводе. И какой смысл идти на производство?
И действительно – какой? Меж тем наша страна хочет встать в один ряд с развитыми мировыми державами, а президент говорит, что для этого России нужны так называемые наукоемкие технологии и такие же рабочие места. Только вот если мы все в сферу услуг подадимся, кто же это самое наукоемкое производство поднимать будет?

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать