Скрипка Страдивари в Ярославле
«Отрадно выступать в таком замечательном городе, каким является древний Ярославль. Вдвойне радостно, что наш праздник музыки становится традиционным, обогащая жизнь города, да и всей нашей страны. Втройне – то, что в этом году наши концерты мы посвящаем славному юбилею – тысячелетию Ярославля» – сказал народный артист СССР Юрий Башмет, открывая Международный музыкальный фестиваль.На пять дней наш город стал центром высокопрофессионального исполнительского искусства. По словам маэстро Башмета, первый фестиваль в прошлом году начинался негромко, а теперь ему завидуют. Есть чему, ведь в древний волжский город съехались звезды мировой величины.
Фестиваль в Собиновском зале филармонии открыли «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением маэстро Башмета. Солировал молодой венгерский скрипач Кристоф Барати, который сегодня востребован по всему миру. Более того, услышали настоящую скрипку Страдивари 1703 года, выданную Кристофу Барати Европейским отделением Общества Страдивари. А взрастил этот талант выпускник Московской консерватории Эдуард Валфсон. Кстати, он учился с Башметом в одно время.
А вот с молодым итальянским дирижером Клаудио Ванделли ярославцы познакомились в прошлом году. Именно тогда состоялось его первое совместное творчество с ярославским симфоническим оркестром. Возникла взаимная симпатия. И теперь талантливый итальянец думает о постановке оперы с привлечением ярославских музыкантов.
Впервые в Ярославле играл ансамбль солистов Берлинского филармонического оркестра. Незабываемое, историческое в музыкальной жизни города событие – выступление представителей одного из выдающихся оркестров мира, дирижерами которого в свое время были такие корифеи, как Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо.
Еще один удивительный концерт подарил Башмет ярославцам – выступление немецкого бандонеониста Лотара Хензеля. Бандонеон – разновидность гармоники, названной по имени изобретателя Генриха Банда. Поначалу инструмент звучал в немецких церквях, а после того как его эмигранты завезли в Аргентину, он вошел в состав тангооркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительнощемящее звучание, которое волнует слушателей всего мира.
Произведение ШубертаМалера «Смерть и девушка» прозвучало полностью. В этом концерте Юрий Башмет выступал со своей дочерью Ксенией. Когда у супругов Башмет родилась дочь, они решили, что учить музыке ее не будут, потому что жизнь музыканта – сложная, нервная. Однажды пятилетнюю дочку родители отправили к бабушке во Львов. Вернувшись домой через два месяца, девочка чисто пела и играла на фортепиано детские песенки. Когда в пять лет ребенок знает ноты, сам Бог велел учить ее музыке, решили родители. Так Ксения стала пианисткой.
Завершила фестиваль литературно-музыкальная композиция «Евгений Онегин», составленная из фрагментов оперы Чайковского и отрывков из пушкинского романа в стихах. В спектакле были задействованы солисты Большого и Мариинского театров, оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» и хоровая капелла «Ярославия». «Евгения Онегина» давали под открытым небом в Губернаторском парке. Отличные голоса певцов, красивый парк, здание Губернаторского дома в качестве декорации – все это создавало эффектное зрелище. Но вместо заявленных в афише чтецов Олега Меньшикова и Ксении Рапопорт к зрителям вышли Егор Бероев и Ксения Алферова.
На второй музыкальный фестиваль Юрий Башмет собрал молодых, но перспективных музыкантов – российских и зарубежных. За последнее время появилось много талантливой молодежи, считает маэстро. Если и впредь наш город будет площадкой для молодых исполнителей, то, хотелось бы, говорит Юрий Абрамович, чтобы в Ярославле рождались и новые сочинения. Можно даже конкурс устроить. И лучшие произведения исполнять на заключительном концерте молодыми авторами. Задумки главного альтиста страны вполне осуществимы, ведь в Ярославле открывается современный концертный зал, который позволит реализовывать различные проекты, вплоть до мирового уровня.
Комментарии