07:20
суббота,
27 июля 2024 г.
14.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 марта 2013

Сохраним поезд!

К 2016 году Правительство РФ планирует прекратить субсидирование из федеральной казны железнодорожных пригородных перевозок. Чиновники из Минфина рассчитывают, что с этой задачей справятся и региональные власти. В ОАО «РЖД» с этим категорически не согласны

В минувший понедельник ярославские журналисты стали участниками необычной акции «Сохраним поезд». Стартовала она прямо в здании вокзала «Ярославль-Главный». Цель акции – привлечь внимание широкой общественности к вопросу сохранения железнодорожных пассажирских перевозок. На вокзалах ста крупнейших городов страны будет организован сбор подписей граждан.

Сергей Пастернак, начальник службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре – структурного подразделения ОАО «РЖД», начал свое общение с пишущей и снимающей братией с констатации простого факта.

– Более трех лет в Государственной думе лежит законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ». В его принятии заинтересованы не только мы, железнодорожники, но и подавляющее большинство граждан страны, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта, – заметил Сергей Анатольевич. – Однако до сих пор рассмотрение и принятие законопроекта откладывается.

Как известно, ОАО «РЖД» – это государственная компания, таким образом, решение подавляющего большинства проблем, которые сегодня беспокоят российских пассажиров, а это и рост тарифов на перевозки, и улучшение качества обслуживания, невозможно без участия бюджета Российской Федерации и субъектов. Общая сумма государственной поддержки пассажирских перевозок в 2013 году составляет около 40 миллиардов рублей. Из них 25 миллиардов – это субсидии, предназначенные для компенсации тарифов на инфраструктуру для пригородных перевозчиков. Несмотря на то что этих денег явно недостаточно (дефицит составляет около 8 миллиардов рублей), Минфин планирует уже в 2014 году двукратное сокращение субсидии, с тем чтобы к 2015 году она не превышала 6,25 миллиарда. Понятно, что в таком случае все бремя финансовой поддержки отрасли ляжет на регионы. А для большинства из них это непосильная ноша.

Что же делать? В холдинге ОАО «РЖД» настаивают: без выработки и принятия комплексного решения по данному вопросу невозможно ни совершенствование механизма государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки, ни планирование деятельности самих перевозчиков.

И это действительно так. Уже сегодня в ряде российских регионов из-за недостатка бюджетных средств пошли по пути сокращения количества пригородных поездов. Часть из них пришлось отменить вообще либо сократить в них число вагонов. Но, как известно, не во всех городах и поселках страны сегодня просто найти работу, а поэтому слово «вахта» стало привычным для многих. Однако доехать до нового места работы при сложившихся обстоятельствах людям становится проблематично.

Решение сократить количество пригородных поездов ударило и по самым незащищенным слоям населения – пенсионерам, инвалидам, студентам и школьникам. Абсолютно понятно, что такая «оптимизация маршрутной сети» легко может привести и уже ведет к росту социальной напряженности.

Но это одна сторона проблемы. Вторая тоже обозначилась достаточно ощутимо – многие российские регионы при таком раскладе просто рискуют потерять достигнутый уровень транспортного обслуживания населения. Не секрет, что качеством автомобильных дорог у нас мало где могут похвастать, а если еще и железнодорожный транспорт не будет нормально функционировать, наступит коллапс.

В Ярославской области ситуацию пока удается держать под контролем. Однако, по словам Сергея Пастернака, она далека от идеальной. В бюджете региона на 2013 год на субсидирование внутриобластных железнодорожных пассажирских перевозок заложено 90 миллионов рублей, что в пять раз меньше той суммы, которая требуется по расчетам «Северной пригородной пассажирской компании». Выход в данном случае один – совместно искать пути решения проблемы, чтобы уже в мае, когда начнется дачный сезон, ее заложниками не стали тысячи ярославцев. Тем более что положительные примеры того, как надо вести конструктивный диалог, уже есть. Власти Республики Коми увеличили сумму субсидирования пассажирских пригородных перевозок с семи до восьмидесяти миллионов рублей. Их примеру последовали ивановцы. И это не может не внушать оптимизма.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать