09:38
22 сентября,
среда 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
18 Января 2011
Общество

Ставки сделаны, господа?

С 1 января изменились ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Каким образом это отразится на нашем кошельке?


Классное топливо
Каждый человек, который купил хотя бы литр бензина или дизельного топлива, внес свою лепту в государственный бюджет. Ведь еще в 1996 году бензин был признан подакцизным товаром, а следовательно, некоторая установленная сумма с каждого проданного на заправках литра автоматически отчислялась в государственный бюджет. Расчет акцизов был прост – чем выше октановое число бензина, тем больше акциз. Заливаете в бак АИ80 – платите 2923 рубля за тонну, или 2 рубля 19 копеек за литр: именно столько стоил такой бензин в 2010 году. Если же ваш «железный конь» предпочитает АИ98, то ставка по акцизам будет больше – 3992 рубля за тонну, или 2 рубля 99 копеек за литр. Так обстояли дела в году минувшем.
С 1 января система начисления акцизов кардинально изменилась. За основу взяли не октановое число, а класс бензина. В итоге система начисления стала противоположной той, что была раньше, – отныне чем выше класс (то есть соответствие экологическим стандартам двигателей евро3, евро4, евро5), тем ниже акциз. На 2011 год акциз на бензин, не соответствующий классам 3, 4 и 5, составит 5995 рублей за тонну, или 4 рубля 50 копеек за литр. Ставка акциза за бензин класса 3 – 5672 рубля за тонну, или 4 рубля 30 копеек за литр. Ставка классов 4 и 5 – 5143 рубля за тонну, или 3 рубля 80 копеек за литр.
Как можно заметить, увеличение ставок акцизов произошло существенное, а по самому «простенькому» АИ80 она даже удвоилась.
Изменения коснулись и акцизов на дизельное топливо. Если в 2010 году была единая ставка – 1188 рублей за тонну, то с 2011 года так же произошло разделение на классы, как и с бензином. Чем выше класс – тем ниже акциз.
Перечисленные ставки по акцизам будут действовать только в течение 2011 года. В 2012м они опять повысятся – приблизительно на две тысячи за каждую тонну, такое же повышение ожидается и в 2013м. 30 процентов от акцизов на бензин идет в федеральный бюджет, а остальные 70 направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляются ими в бюджеты субъектов РФ в соответствии с нормативами распределения на 2011 год – 0,9995 процента.

Лошадиные силы
Почему же произошло столь резкое увеличение акцизных ставок?
Дело в том, что еще полгода назад на федеральном уровне активно обсуждалась идея повышения транспортного налога. Дескать, существует необходимость отремонтировать дороги в стране, сделать федеральные трассы удобными и надежными, соответствующими мировым стандартам качества. Предполагалось, что средства на эти цели возьмут с тех, кто по этим дорогам ездит, то есть с автомобилистов, увеличив для них ставку по транспортному налогу. Чем мощнее машина, чем больше лошадиных сил скрыто под ее капотом, тем выше налоговая ставка.
Эта идея вызвала большой резонанс среди автомобилистов. Звучали различные аргументы против увеличения ставки. Один из аргументов был таким: владение машиной еще не означает ее использование. То есть, если машина стоит в гараже, почему за нее тоже надо платить втридорога? Другой аргумент: мощный автомобиль, как правило, соответствует высоким стандартам экологической безопасности, почему же его владелец должен платить больше, чем хозяин коптящей небо развалюхи?
Эти доводы противников увеличения транспортного налога были услышаны. Но есть один маленький нюанс.
Заплатить транспортный налог, ставки по которому введены областным Законом «О транспортном налоге в Ярославской области» и зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя, за 2010 год необходимо до 1 июня 2011 года.
Получается, что в первом полугодии 2011 года мы заплатим транспортный налог по еще неуменьшенным ставкам – ведь их сокращение произойдет лишь в этом году, а плата начисляется за 2010й.
Меж тем акцизы на бензин уже подросли… Интересная ситуация, не правда ли?

Цепная реакция
– Автомобилисты – одни из самых дисциплинированных граждан, – уверен председатель союза автомобилистов Ярославской области Сергей Терехин. – Налоги платят своевременно, штрафы оплачивают тоже вовремя. Теперь увеличили акцизы на бензин. Мы вынуждены будем смириться и с этим. Тем более речь идет о том, что часть средств будет направлена на строительство дорог. Но мы хотим быть уверены, что эти дороги действительно построят, а их качество будет на уровне мировых стандартов, что через несколько месяцев на них не появятся ямы и рытвины, что снег не будет уничтожать дорожную разметку.
Но пока что Сергей Терехин печально констатирует, что бензин в Ярославской области один из самых дорогих в Центральной России. На некоторых заправках в Московской области можно найти топливо дешевле, чем в нашей губернии.
– Покупатель, приобретая подакцизный товар – водку, сигареты или бензин, оплачивает и сам акциз, – говорит профессор ЯрГУ Федор Николаевич Завьялов. – По сути, процесс ценообразования происходит таким образом, что размер акциза просто приплюсовывается к стоимости. Чем он меньше, тем дешевле под­
акцизный товар.
Уже сейчас автомобилисты начали замечать некоторое увеличение цен на заправках. Но, как говорят специалисты, подорожание впереди, ведь на многих точках еще распродают прошлогодние запасы топлива.
Учитывая разные ставки на разный класс бензина, подорожание будет неравномерным. Как известно, определенная марка машины требует определенного бензина. «Майбах» не заправляют АИ80, а в «копейку» не заливают АИ98. А это означает, что затраты на автомобильное топливо вырастут больше всего у владельцев стареньких отечественных машин, ведь «их» бензин ниже классом.
Федор Завьялов обращает внимание и на то, что повышение цен на бензин и дизельное топливо может вызвать цепную реакцию – другие виды товаров тоже начнут расти в цене. Во­первых, неминуемо увеличится транспортная составляющая в цене: чем дороже бензин, тем дороже доставить продукцию из одного места в другое, допустим, с производственного предприятия на склад, а оттуда – в магазин.
А во-вторых, могут подорожать электроэнергия и отопление. Ведь дизельное топливо, на которое в точности так же возрастает акцизная ставка, используется во многих котельных города.
С использованием электричества связана вся промышленность. Более того, сложно представить, в какой сфере оно не применяется. А это значит, что в течение этого и двух следующих лет цены неуклонно поползут вверх, ускоряя процесс инфляции.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Налоговая льгота на уплату транспортного налога предоставляется следующим категориям налогоплательщиков, являющимся физическими лицами:
1) пенсионерам, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» (действует с 01.01.2010 г.).
Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства – на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.
Налоговая льгота предоставляется налогоплательщику в отношении одного транспортного средства по его выбору на основании письменного заявления, поданного в соответствующий налоговый орган, и документа, подтверждающего принадлежность налогоплательщика к одной из указанных категорий.
Налогоплательщику, имеющему право на получение налоговой льготы по нескольким основаниям, налоговая льгота предоставляется по одному из оснований по его выбору.

КСТАТИ
Акциз – косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак,
вино и др.) внутри страны. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.
Акциз служит важным источни-ком доходов государственного бюджета современных стран.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать