10:44
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 декабря 2011

Страница светлой памяти

Казалось, все телефоны в тот «погожий сентябрьский денек» зазвонили разом. И редакционные, и мобильный. Отчаянно мигала «аська», одновременно с ней подавала сигналы электронная почта. На мониторе компьютера рядом с датой 07.09.11 высветилось время – 16.10.

Беру трубку. «Здравствуйте, Москва… Скажите, у вас там точно весь «Локомотив» разбился? Может, кто­-то выжил? Девушка, не молчите! Сколько вы хотите за информацию?» Помнится, эта столичная журналистка еще настойчиво спрашивала о том, пускают ли прессу в Туношну, и требовала записать ее контактный телефон. А мне хотелось послать ее далеко и надолго. Потому что это не может быть правдой, потому что…
Это, наверное, звучит, непрофессионально. Но мне не стыдно в этом признаться. И плакать прямо в трубку тоже было не стыдно. Так же, как и тысячам других ярославцев, которые захлебнулись в этом горе.

Иван и его команда
Когда вышли первые номера газет, посвященные трагедии под Туношной, каждая из них сочла нужным опубликовать рядом с фотографией, именем и фамилией хоккеиста или тренера его спортивные достижения. Вот количество матчей, сыгранных за «Локомотив», вот статистика по системе гол+пас, игры за сборную страны, НХЛ, многочисленные награды… Вроде бы все правильно, про спортсменов всегда так пишут, отмечают их заслуги. Но только ощущение от всего этого странное. Словно и не люди это были – роботы… А ведь они так же, как и мы, любили, мечтали, боялись, верили, надеялись, страдали, радовались…
Душа команды, всегда добродушный и открытый для общения Ваня Ткаченко в течение многих лет жертвовал деньги на лечение больным детям. При этом никто из тех, кому помогал Иван Леонидович, даже не догадывался, что он был их ангелом­-хранителем. Иван обожал детей, он души не чаял в двух своих дочках и страстно мечтал о сыне. Когда случилась трагедия, его жена Марина была беременна, и как раз накануне катастрофы Иван узнал – у них будет сын. Вот только его он уже не увидит.
А Андрей Кирюхин не женится – со своей девушкой Юлей он готовился к свадьбе. Внезапно оборвался и роман Никиты Клюкина. За те 6 лет, которые он встречался с Аней, ребята так привыкли к расставаниям, что к очередному рядовому выезду в Минск 7 сентября отнеслись спокойно.
Самой преданной фанаткой веселого парня Артема Ярчука была бабушка – она ездила с внуком на все матчи и мечтала увидеть, как ее Тема одерживает большую победу. Но в дом пришла большая беда. Так же, как и в семью Александра Вьюхина – для вратаря команды этот сезон в хоккее должен был стать последним. «Возьму золото и уйду», – так говорил сам Александр. Не получилось.
7 сентября внучке бессменного администратора команды Владимира Пискунова исполнилось 4 года. Настеньку дедушка обещал поздравить сразу же после возвращения. Это было, наверное, единственное обещание обязательного Леонидыча, как его называли в команде, которое он сдержать не смог. Строил планы и вратарь Стефан Лиф. После выездного турне он планировал привезти свою семью в Ярославль. Стефан хотел обосноваться у нас основательно.
По иронии судьбы белорус Руслан Салей, для которого семья и дети были центром Вселенной, летел на ЯК42 к себе на родину, в Минск. Руслан должен был провести свою первую игру за «Локомотив». А вот Паволу Демитре и Карелу Рахунеку было не привыкать выступать за Ярославль. Близкие друзья, они все время были вместе и даже в самолете сели рядом. В том самом, который, едва успев взлететь, рухнул на землю.

Тысяча и одна версия
Страшно сказать, но мы уже привыкли ко всякого рода катастрофам. И к падению самолетов тоже. Но на моей памяти еще ни одна подобная трагедия не вызывала столько кривотолков и версий.
Помните, сначала нас уверяли в том, что причиной катастрофы ЯК42 стало столкновение с антенной маяка и что, дескать, остается только выяснить, почему оно произошло. Когда вроде бы стало очевидным, что самолет был исправен и топливо залито надлежащего качества, дело на некоторое время зашло в тупик. Потом было решено провести эксперимент, в ходе которого Межгосударственный авиационный комитет попытался воспроизвести действия экипажа ЯК42 на аналогичном самолете. Выводы из всего этого были сделаны, мягко говоря, шокирующие.
Как заверяет МАК, причиной падения самолета стали ошибочные действия пилотов, а точнее, одного из них. Оказывается, во время взлета пилот тормозил изо всех сил, он приложил усилия в 64 килограмма! Вот как комментирует ситуацию председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов: «Ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно, если ноги пилота стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом».
Дальше – больше. Специалисты МАК раскритиковали компанию «ЯКСервис», которой принадлежал разбившийся в Туношне самолет, и заявили, что она не проводила переподготовку пилотов, а значит, «имел место негативный перенос навыков». Проще говоря, и Андрей Соломенцев, и второй пилот Игорь Жевелов раньше летали на самолете ЯК40, а их посадили на ЯК42. Было также заявлено, что летные документы компании «в большинстве своем сфальсифицированы». И это еще не все.
Оказалось, что в крови второго пилота Игоря Жевелова, который, по словам все тех же специалистов, был в кабине лидером, обнаружен запрещенный к употреблению летчиками фенобарбитал (для тех, кто не знает, он является легким наркотическим средством и применяется при нервных заболеваниях) и что у Жевелова аж с 2000 года отмечалось «снижение рефлекса в ногах».
Как говорится, без комментариев.
Параллельно со всем этим активно обсуждаются взаимоотношения экипажа. Говорят, что Жевелов и Соломенцев испытывали не слишком теплые чувства друг к другу, так как один увел жену у другого, другие, наоборот, утверждают, что они дружили семьями…
Конец ноября ознаменовался очередным открытием. После того как родственники погибших пилотов, категорически не согласные с выводами МАК, обратились к независимым экспертам, те провели собственное расследование. По их мнению, главной причиной катастрофы стали недостатки самого летательного аппарата и, в частности, отсутствие поперечной управляемости самолетом. «После взлета у самолета началось самопроизвольное и неуправляемое кренение», – так прокомментировал ситуацию летчик-испытатель, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Владимир Герасимов.
Не проходит и суток, как появляется еще одна версия. Адвокат погибших Игорь Трунов заявляет: на борту ЯК42 были взрывы! Он ссылается на очевидцев, которые перед самым падением самолета слышали два громких хлопка. И в подтверждение своей точки зрения отмечает, что на борту находилось слишком большое для одной команды количество багажа. Также Трунов утверждает, что перед вылетом багаж в аэропорту не досматривался…
Получается, точку в этом деле ставить еще рано?

Возрождая «Локомотив»
Сегодня за Ярославль играют совсем юные ребята. Свой первый матч в Высшей хоккейной лиге они провели 12 декабря, с блеском обыграв лидера чемпионата. Для всех этих парней большая честь – надеть свитера «Локомотива». И дело здесь не только в пресловутых спортивных перспективах и надежде остаться в команде на следующий сезон, когда «Локомотив» вновь начнет выступать в элите российского хоккея. А доказательство тому – слова одного из новичков команды, двадцатилетнего Алексея Кручинина, начавшего этот сезон в суперлиге в питерском СКА и считающегося в этой команде одним из самых перспективных игроков:
– Все произошло довольно внезапно. Я был в Хабаровске, готовился к игре. Мне позвонили, я согласился. После того что случилось в Ярославле, отказать было просто невозможно. Для меня большая честь – возрождать «Локомотив».
Именно таких ребят и старались набрать в свою команду президент ХК «Локомотив» Юрий Яковлев и главный тренер команды Петр Воробьев, не раз подчеркивавшие, что «большое значение играют чисто человеческие качества ребят» и что решение перейти в «Локомотив» для хоккеиста – дело сугубо добровольное, «никто ни на кого не давил».
А знаете, отказы были… Но вряд ли нам сейчас стоит обсуждать их причины. В конце концов, зачем Ярославлю люди, которые не хотят возрождать нашу команду? Мы будем болеть за тех, кто приехал к нам с желанием сделать все, чтобы профессиональный хоккей в Ярославле жил. И это станет лучшей памятью о тех, кто всю свою жизнь посвятил спорту высоких достижений и кто навсегда ушел от нас 7 сентября 2011 года.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Мемориал памяти погибшим будет установлен у «Арены-2000» на годину трагедии. Конкурсная комиссия уже приняла более 20 заявок и проектов – как от профессиональных скульпторов и архитекторов, так и от непрофессионалов. В планах клуба – создание музея и выпуск Книги памяти. В будущем сезоне на форме игроков «Локомотива» появятся специальные знаки, напоминающие всем, кто будет смотреть матчи нашей команды, о катастрофе, произошедшей 7 сентября.

Автор: Юлия ЧЕКАЛЁВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать