22:27
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 сентября 2012

Тайное не стало явным

7 сентября с момента трагедии в Туношне пройдет год. Это время никак не приблизило нас к разгадке того, что же именно произошло с самолетом ЯК-42, на котором команда хоккейного клуба «Локомотив» отправилась в свой последний полет.


Мы так и не узнали причины, по которым пилот был вынужден тянуть на себя ручку управления, с нечеловеческой силой упираясь в тормозные педали и прилагая при этом усилия штангиста, бьющего мировой рекорд. Так и не поняли, почему при таком странном поведении машины в переговорах экипажа во время разбега нет ни малейшего намека на это обстоятельство. Непонятно и отсутствие команды «рубеж», которую бортмеханик обязан подать по достижении определенной скорости разбега, а также полное игнорирование командиром экипажа этого вопиющего факта – ведь именно после упомянутой команды принимается решение о том, продолжать взлет или прекратить его. Ключевой вопрос – почему пилоты продолжали взлет на абсолютно не управляемом самолете – так и остался без ответа.
Это еще раз вынуждает осознать: мы по-прежнему живем в стране, где мертвые сраму не имут, а тайное становится явным лет через сорок после того, как что-то произошло. Однако случившаяся беда позволила как минимум точнее понять, кто мы такие и куда сегодня движемся.
Ярославль-2012 в этом смысле серьезно отличается от Ярославля-2011. Тогда самым страшным было (уж простите, болельщики «Локомотива») скандирование имени любимой команды – классная штука для торжества, но совсем негодное занятие в день скорби. В предстоящую пятницу все, кто до сих пор считает гибель «Локомотива» своей личной трагедией, собираются пройти по Ярославлю Маршем тишины. Впрочем, и год назад плачущих и страдающих молча было все же больше, чем скандирующих...
Вполне может статься, конечно, что новые правила проведения массовых акций не позволят сохранить эту тишину во время всей акции, но тут явно не будет вины самих любителей хоккея. Даже год назад, когда ФСО и прочие силовые структуры всерьез опасались массовых беспорядков, болельщики доказали, что не были бездумной толпой в радости и не собираются становиться ею в горе. Гибель команды не была омрачена ни одним инцидентом, способным бросить тень на ее поклонников.
В этой истории нельзя не признать мужества экс-­губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, нашедшего в себе силы через несколько часов после трагедии выйти к болельщикам и разделить с ними общее горе. Настойчивые рекомендации сотрудников ФСО не рисковать возможным обострением ситуации губернатор проигнорировал, что, возможно, впоследствии стоило ему политической карьеры. Как известно, нынче в России властям предержащим можно многое – но не прислушиваться к «советам» представителей федеральных силовых структур… Это, извините, перебор.
Можно только поражаться мудрости и стойкости президента клуба Юрия Яковлева, сумевшего уже через несколько часов после трагедии найти в себе силы и принять единственно верное решение: на год приостановить выступления «Локомотива» в КХЛ. Сегодня мы понимаем: 7 сентября прошлого года погибла не только команда – на грани существования оказался весь клуб, потерявший большую часть административной группы и тренерского штаба, а также практически всю медицинскую бригаду. Возрождение «Локомотива» с чистого листа, когда на льду «Арены» еще не стерлись следы от лезвий коньков Александра Галимова и Ивана Ткаченко, Юрия Урычева и Йозефа Вашичека… Это было бы шоком для всех нас и прежде всего для самих хоккеистов, которых поначалу собирались спешно призвать под знамена нашей команды. Но тогда последствия такой стратегии осознал только Юрий Николаевич. И повел свой поредевший отряд единственно правильным путем – принялся возрождать команду с помощью мальчишек из МХЛ и двадцатилетних пацанов, не защищенных другими клубами России. Кстати, президент клуба объяснил перерыв в выступлениях еще одним, безусловно, важным обстоятельством: семьям погибших необходимо было оказать поддержку в рамках обязательств клуба, которые он имел перед игроками. Естественно, заключать новые контракты было просто не на что…
Наверное, в нынешнем сезоне трудно ждать от подопечных Тома Роу призового пьедестала КХЛ. Впрочем, это не помешает ярославским болельщикам гнать хоккеистов вперед, как это было в лучшие годы. А вот реакция ярославских любителей хоккея на поражения (и здесь можно биться головой о заклад) будет гораздо более мягкой. За этот год многие усвоили важный урок: проигрыш в игре и даже чемпионате не беда, а всего лишь обстоятельство в спорте под названием «хоккей». Беда – это когда в жизни не остается места ни для побед, ни для поражений… А еще – когда вместо расследования реальных причин катастрофы власти делятся с народом скороспелыми выводами экспертов, из которых следует, что нашими воздушными судами управляют, мягко говоря, непрофессионалы….
Впрочем, времена меняются. И что еще более важно – меняют их люди. Пока пепел «Локомотива» стучит в наши сердца, пока люди требуют ответа на вопрос, почему погибла команда, нам не будет стыдно перед памятью погибших сыновей земли Ярославской.

Весь год в нашу редакцию читатели газеты присылают свои стихи, посвященные памяти тех, кто погиб 7 сентября 2011 года. Вот одно из них.
Здравствуйте, дорогая редакция! Решилась написать вам письмо. В сентябре будет год, как разбилась наша любимая хоккейная команда «Локомотив». Я посвятила погибшим ребятам несколько строчек. Может, не очень складно, зато от всей души.
Вам, наши братья и сынки
Нам никогда их не поднять,
Упали намертво, навечно.
Но никогда нам не понять,
За что судьба бесчеловечна.

Уходят лучшие из нас,
На произвол судьбы нас бросив.
Какой-то день, какой-то час,
И – злая, памятная осень.

Ушли ребята в никуда,
Откуда больше не вернутся.
А нам осталась лишь беда –
Что нам от горя не очнуться.

Прощайте, братья и сынки,
Прощайте. С горечью утраты
Нам не смириться никогда,
Не дай нам Бог забыть когда-то.
А.Ф. АФАНАСЬЕВА

Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать