12:00
26 сентября,
воскресенье 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
2 Апреля 2015
Общество

Талисман класса

Сегодня много говорится о том, что обычные ребята и дети с ограниченными возможностями здоровья должны общаться, вместе учиться, заниматься в кружках. Первых это учит доброте и взаимопомощи, вторым помогает адаптироваться в обществе.

На вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Поля Волкова отвечает не задумываясь: «Честным врачом. Хочу помогать людям». Благородное сердечко. У Поленьки тяжелое генетическое заболевание – спинальная мышечная атрофия Верднига-Гофмана. До полугода малышка была очень резвой. А потом, после прививки, стала вставать только на одну ножку, вскрикивать. Дальше – хуже. В год оказалась в неврологии.
«Врачи советовали нам отдать ребенка в спецучреждение, говорили, что больше пяти лет не проживет», – со вздохом говорит отец Полины Вячеслав. Сейчас девчушке 9, и она учится во втором классе самой обычной школы № 15. Таково было решение родителей. И, как показало время, оно оказалось мудрым.
Школа рядом с домом. К тому же Вячеслав сам заканчивал ее и полностью уверен, что его дочурка попала к замечательным педагогам. Трудности, конечно, есть. В школу Полину приносят на руках, так как подъезд дома не оборудован для колясочников да и по улицам зимой трудно проехать. В классе стоит инвалидная коляска, на которую ее сажают. До этого было специальное кресло, но оно оказалось слишком высоким и неудобным.
Месяц назад у Полины появилась сестренка Вика, и хлопот маме прибавилось. Хорошо еще что начальство, а Вячеслав трудится инженером-технологом на «Славнефти», зная о его беде, относится с пониманием. Иногда и друзья выручают, забирают ребенка из школы. К слову, малышка посещала и детский сад. Там работает ее бабушка. Тогда родители по очереди находились рядом с дочкой. Поначалу так же было и в школе.
– Конечно, на первых порах мы очень боялись, как девочка будет адаптироваться. Но все опасения оказались напрасными. Из 29 учеников – трое отличников, и Поля среди них. Она очень общительная, обладает лидерскими качествами. Может в перемену организовать ребят. Как-то все вместе разучивали кричалки про ее любимый «Локомотив». Поля часто ездит на матчи вместе с папой. Кумир девочки – Илья Горохов. На уроки музыки, которые проходят на втором этаже, педагоги переносят ее на руках, а учитель английского приходит в класс. Посещает Полина  и уроки физкультуры. Сидит в уголочке, может поделать ручками какие-нибудь упражнения, – рассказывает классный руководитель Наталья Шурыгина.
Улыбчивая Полинка хочет быть как все, «чтобы сосед рядышком». Если девчушка по каким-то причинам не может появиться в школе – это для нее самое большое наказание. А дети на вопрос, нравится ли им учиться с Полиной, хором отвечают: «Да!» Ребятишки тянутся к ней, дарят поделки. Подруга и соседка Яна недавно подарила рисунок, на котором изображена сидящая в коляске Полина, а сверху надпись – «Талисман класса». Особенно сдружилась Поля с Егоркой. Он сидит за первой партой и то  и дело оборачивается к ней: поправляет ножку, держит за ручку. Иногда даже по голове гладит. Да и другие помогают ей достать из портфеля тетрадь, переложить учебник, выехать к доске. По словам папы девочки, начальные классы Полина точно проведет в школе, а если лестницы оборудуют съемными подъемниками, то и дольше.
Школа № 15 – одно из девяти образовательных учреждений в городе, где реализуется целевая программа «Доступная среда». Унитазы и умывальники со специальными  поручнями, а на первом этаже выровнены полы. Сейчас здесь обучаются шесть ребятишек с ограниченными возможностями: трое в школе и трое на дому. А были времена, когда их число доходило до десяти.
Например, одиннадцатиклассник Саша Бубнов, у которого серьезное нарушение зрения, посещает уроки с первого класса. Парень он крепкий: занимается в тренажерном зале, делает упражнения со штангой. Так что ни о каких насмешках в его сторону не может быть и речи. Да и сдружился Александр с ребятами за эти годы крепко. Своя компания появилась. Конечно, учителя, зная о недуге парня, идут на уступки. Дают отдельные задания, текст пишут крупнее, разрешают переписать материал с фото, поскольку с доски проблематично. Для сдачи ЕГЭ у Саши будет отдельная аудитория, 1,5 часа дополнительного времени, ассистент для заполнения формы. Разрешается взять и 20-минутный перерыв.
– В планах Саши продолжить учебу в Демидовском университете, на юридическом факультете. Кстати, учится он на 4 и 5. Все бы так учились, как ребята с ограниченными возможностями здоровья! У нас даже был ученик с тяжелой формой ДЦП, который окончил школу с отличием. Конечно, все «особенные» дети разные. К каждому свой подход нужен. Один мальчик два года занимался с педагогом, прячась под одеялом. Из дома выходить боялся, – рассказывает директор Ольга Томилина.
Ольга Ивановна и еще два педагога школы прошли дистанционные курсы повышения квалификации в Московском психолого-педагогическом университете по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях». Так необходимая некоторым категориям инвалидов должность тьютора в штатном расписании пока отсутствует и, по всей видимости, появится еще не скоро. Приходится обходиться своими силами.

Автор: Анастасия СОЛОВЬЕВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать