Территория любви...
... или О том, почему мальчиков и девочек лучше обучать раздельноНа днях из поездки в Сербию вернулись педагоги 115й начальной школы-детского сада. С сербскими коллегами ярославские педагоги не только поделились опытом гендерного воспитания, которое они практикуют у себя в школе с 1997 года, но и подписали соглашение о сотрудничестве.Научиться играя
Сербские педагоги и психологи, побывавшие в 115-й школе, были поражены тем, как в Ярославле умеют не только учить, но и воспитывать детей. Но больше всего их удивил тот факт, что, находясь в школе по 8 – 10 часов в день, ребятишки не только не устают, но и не спешат покидать альма-матер. Но удивляться тут нечему: в свободное от учебы время каждый ребенок находит здесь занятие по душе. В школе работают кружки, спортивные секции, есть даже настоящее ателье и модельное агентство.
Учатся в школе 110 ребятишек, показатели успеваемости не просто высокие, а очень высокие: четверть всех школьников – круглые отличники, а 74 человека окончили минувший учебный год без единой тройки.
Впрочем, помимо школьников в этот уютный и гостеприимный дом по утрам спешат и 140 малышей-детсадовцев. Каждую осень сюда приходят двухлетки, и подавляющее большинство остаются в школе до 11 лет.
Главная особенность этого учебного заведения в том, что его педагогический коллектив практикует принцип гендерного воспитания и обучения своих воспитанников.
– К нам в сад ежегодно приходят малыши, – говорит директор Наталья Зеленцова. – Один год мы набираем группы мальчиков, другой – девочек. Дальше они расходятся по классам. Мы не разделяем деток на два противоположных лагеря, мы их учим взаимодействовать, спорить, соревноваться.
Здесь все время играют – то устроят воображаемый поход в лес, то полетят на другую планету, то кого-то выручать из беды возьмутся, то в гости соберутся. И вот здесь-то начинается самое главное – ребята проигрывают те роли, которые им уготовила сама природа.
– Ой, мальчики, посмотрите, какие девочки испекли куличики, – слышится голос воспитателя. – Давайте-ка отправимся к ним в гости, они нас угостят, а мы им дом поможем построить.
У каждого своя роль
Ученые-физиологи, врачи, нейропсихологи доказывают, что потребности в ежеминутном контакте у разнополых детей нет до 11 – 14 лет, поэтому их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Как утверждает Валентина Еремеева, доктор биологических наук, одна из самых известных в России сторонниц гендерного подхода к обучению, «мальчик и девочка – это два разных мира, они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Надо постараться понять и принять их такими, какими создала природа, сохранить, развить эти задатки, не повредить и не сломать».
– Мы не раз наблюдали за тем, как маленькие дети играют в общие игры, – рассказывает Наталья Зеленцова. – Пока взрослые поддерживают и организуют игровой процесс, детки все делают вместе. Но вот педагоги отошли… и мальчики отправились играть в свои игрушки, а девочки – в свои. А знаете, кто первым уходит в сторону? Девочки! Им становится неинтересно, потому что в этом возрасте они опережают мальчиков в развитии примерно года на два, они смышленее и умнее.
Коллеги Натальи Николаевны – ее заместитель Светлана Масленникова и психолог Татьяна Текнедшли – в один голос говорили о том, что многие разочарования в жизни наших мужчин происходят от того, что в детстве и юности в большинстве своем они были «сделаны по женским лекалам»: из рук матери они попадают в руки воспитателя детсада, а потом и педагогов, а в школах, как известно, сильный пол у нас представлен слабо. Именно поэтому женщины вместо опоры и защитника зачастую видят перед собой нечто инфантильное и слабое.
С другой стороны, психологи отмечают, что агрессия и нетерпимость, которую выражают многие современные девочки, тоже родом из детства. И возникает она по причине самой простой – девчонки не видят мужских качеств у окружающих их мальчишек. Чтобы не допустить таких перекосов, детям с раннего детства надо дать понять, какова их роль в этой жизни. Ибо, по словам той же Валентины Еремеевой, «чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала им, уважающие себя и ценящие свою половую принадлежность».
Ты – защитник, а я – мама
Первое ощущение, которое я почувствовала, перешагнув порог 115-й школы, – какая-то смесь из легкости, комфорта и …
любви. Огромный аквариум с экзотическими рыбками в коридоре, лестницы и стены, расписанные картинками, поверх которых развешаны буквы и целые слоги. Пока идешь, буквы и слоги складываются в слова, а потом в пословицу или загадку. В каждой группе на стене – панно, а в каждом классе на потолке закреплены чудные восьмерки, лампочки, которые, мигая, помогают малышам делать специальную гимнастику для глаз. Кстати, помимо привычных парт здесь есть и конторки, за которыми можно работать стоя. Оглядевшись, понимаешь – ты попал в настоящее царство гармонии!
Когда заходишь в группу девочек, осознаешь, что тебе не хочется отсюда уходить. Руки сами тянутся все потрогать, поиграть с игрушками, полистать книжку с картинками. О том, что ты попал в царство девочек, свидетельствует и эмблема, на которой изображена колыбель с младенцем.
У мальчиков на гербе, который тоже висит в каждой группе, – щит и меч, ведь они – защитники. Пространство игровых комнат организовано по-разному: у мальчиков все сделано так, чтобы места было больше, а у девочек, напротив, оно поделено на зоны, вернее, на уютные уголки – в одном куклы, в другом трюмо и туалетный столик с множеством украшений, чуть дальше – наряды для кукол, а рядом кухонный или больничный уголок.
Игрушки и книжки тоже разные. У мальчишек – огромные машины, конструкторы, на полках рядом со сказками энциклопедии, у девочек – игрушечные коляски, швейные и стиральные машины и тоже много книжек.
– У нас низкий уровень заболеваемости, и не только потому, что мы активно внедряем здоровьесберегающие технологии, но и потому, что деткам у нас комфортно, они быстро привыкают к садику, – поясняет Наталья Зеленцова.
Родители, с которыми нам довелось поговорить, очень довольны. У Натальи в сад ходит старшая дочь.
– Мне очень нравится, как здесь обращаются с детьми, вижу, как моя 4-летняя малышка становится настоящей леди! И маленькую только сюда хочу отдать, – говорит она.
Две мамы учеников третьего класса считают, что им повезло, когда их мальчики получили путевку в 115-ю школу-сад.
– Учат здесь очень хорошо. Наши сыновья занимаются в спортивных секциях, углубленно изучают английский язык, учатся танцевать, – рассказывают родительницы. – Нас не смущает, что мальчики и девочки учатся раздельно, ведь на переменах, на кружковых занятиях, на улице они общаются. Главное, дети с раннего детства понимают: они – разные.
Людмила ДИСКОВА
Фото автора
Комментарии