Транспортная экономика
Работу этого гостя постоянной рубрики «Городских новостей» «За чашкой чая» можно сравнить с… воздухом. Ведь если она выполняется качественно, то мы, простые горожане, даже не задумываясь о том, как регулируется движение транспорта, ездим из одного уголка города в другой и считаем, что это просто такой порядок вещей: автобусы и троллейбусы всегда должны приходить четко, по расписанию, без задержек и опозданий.
Но стоит «перекрыть кислород» – опоздать троллейбусу или автобусу даже на 5 – 10 минут, мы тут же сетуем: «Куда же смотрят ответственные начальники»? Итак, на этот раз с журналистами согласился попить чаю председатель комитета по транспорту и связи мэрии Александр БОЛТОВНИН.
– Александр Иванович, а вы сами ездите на общественном транспорте?
– Да, я охотно пользуюсь им. Когда закрыли Московский проспект на реконструкцию, я выяснил для себя, что ездить общественным транспортом удобнее – ведь он идет от остановки, расположенной рядом с моим домом, до центра напрямую. На машине же приходилось добираться на работу в объезд, тратить на это лишнее время. А когда Московский проспект открыли, я уже привык пользоваться общественным транспортом. Кстати, в Ярославле по сравнению с другими городами общественный транспорт работает достойно. И интервалы приемлемые, особенно в часы пик. А вот маршрутками я пользуюсь редко. Потому что знаю: если сяду в такой транспорт, испорчу себе настроение на весь день. Не секрет, что некоторые водители маршрутных такси курят в кабине, не всегда соблюдают правила дорожного движения. Пока мы с этим ничего поделать не можем – не хватает полномочий.
– Недавно повысили стоимость проезда в общественном транспорте до 12 рублей, а стоимость проезда в маршрутках осталась прежней. Многие думали, что пассажиры теперь пересядут на маршрутки, но этого не произошло. Почему?
– В общественном транспорте ездят в основном люди, имеющие льготы, а в маршрутках льгот нет, приходится оплачивать полную стоимость проезда. К тому же общественный транспорт надежнее, если говорить о безопасности.
– К вам поступают жалобы на работу общественного транспорта?
– Бывает и такое. Одна из распространенных – водители не всегда заезжают в остановочный «карман». Над этой проблемой мы работаем. Но меня, в свою очередь, удивляют люди, которые, увидев подъезжающий автобус, срываются с места и выбегают на проезжую часть, чтобы оказаться в первых рядах и успеть занять сидячие места. Это же опасно для жизни! Еще одна проблема – некоторые водители не открывают передние двери, хотя обязаны это делать. У них свои аргументы – говорят, что пассажиры, стоя у передних дверей, закрывают обзор в зеркало заднего вида, поэтому не видно тех, кто заходит во вторую и третью двери, и есть опасность защемить им руку или ногу. На самом деле это не так, ведь многие машины уже оборудованы специальными устройствами, блокирующими закрытие дверей, если ктото находится на подножке.
– Поговорим о маршрутках. Сколько у нас фирм, владеющих маршрутными такси?
– В этом бизнесе у нас 113 перевозчиков, в том числе 7 юридических лиц. Два с половиной года назад их было 136 – мы взяли курс на укрупнение. Раньше в этом бизнесе было много ИП, у которых имелось по 1 – 2 машины. Но иметь один автобус все равно что купить корову! Это значит забыть о выходных, праздниках, отпусках. Вот машина в пять утра выезжает в рейс – надо водителю путевой лист, билеты отдать, потом машину встретить, забрать выручку... Когда у предпринимателя 5 – 10 автобусов, это дает возможность держать наемного работника, который будет выполнять всю эту работу, тогда владелец машин может чувствовать себя спокойнее. Сегодня у нас девятнадцать предпринимателей, у которых по девятнадцать машин. У этих перевозчиков есть и механики, и инженеры, а значит, и порядка намного больше.
Ярославль – один из немногих областных центров, где маршрутки работают по жесткому расписанию. В других городах свободный доступ на этот рынок, у нас же иная ситуация – попасть в сферу перевозок очень непросто. Мы соблюдаем четкий баланс между муниципальным и частным транспортом. И это оправданно – бизнес в сфере перевозок должен давать прибыль предпринимателям. Иначе зачем им работать? Например, прибыльный маршрут №91 можно сделать убыточным, запустив троллейбус № 9 с интервалом не 6 минут, а 2 минуты. Через несколько дней многие пассажиры пересядут на троллейбус.
– Не так давно в городе случилось практически стихийное бедствие – сильный снегопад. Почему всякий раз, когда резко меняется погода, общественный транспорт приходится брать штурмом?
– В основном изза аварий. Вы ведь понимаете, что у каждого транспорта свой интервал движения. И если гдето происходит ДТП, то приходится стоять всем. Вот на днях один водитель под троллейбусной контактной сетью припарковал машину. Троллейбусу ее не объехать – не хватает длины штанг. В итоге все машины встали. Вызвали ГАИ, инспектор посмотрел и говорит: видите, здесь нет никаких запрещающих знаков, в этом месте парковаться разрешено, и я тут ничего поделать не могу. А троллейбусы больше часа стояли! У нас вообще особенно страдает электротранспорт: случается авария, даже самая незначительная, следует вызов в ГАИ. Так вот, пока инспектора приедут, пока составят протоколы, троллейбусы вынуждены простаивать – им не объехать место ДТП.
– Не так давно, когда обсуждался вопрос об отмене льготных проездных, вы говорили об убыточности общественного транспорта. Неужели у нас все так плохо?
– Судите сами. В 2010 году нам было выделено 584 миллиона рублей. Сюда входили дотация на льготников (компенсация так называемых выпадающих доходов) и покрытие убытков. А на следующий год запланировано лишь 395 миллионов. Правда, в этом году к хорошей выручке удалось свести многие троллейбусные и трамвайные маршруты. Из убыточных – однозначно маршрут трамвая № 6. Его закрыть мы не можем – ведь в планах закольцовка этого маршрута. Но для этого необходимо построить трамвайную линию по улице Строителей. А это дело непростое – там находятся частные дома, хозяев которых придется расселять. Убыточны и автобусные маршруты, которые идут до кладбищ. Ездят по ним в основном люди пожилые, а они пользуются проездными билетами. Не приносит прибыль и студенческий маршрут – №22с. Лишь 8 брагинских автобусных маршрутов дают приемлемую выручку, остальные работают себе в убыток.
По нашим расчетам, себестоимость проезда одного пассажира в автобусе – 18 рублей. Однако областной департамент, проведя экспертизу расчетов, нам ее снизил до 13 рублей 84 копеек. И при этом утвердил тариф 12 рублей! Вопрос о том, где нам взять оставшиеся два рубля, остался риторическим. Получается, что нас заранее свели к убыточности перевозок.
Из чего складываются доходы предприятия? Это выручка, которую собирают кондукторы, плата за проездные. Но у нас среди всех видов проездных популярны проездные рабочего дня, которые стоят всего 432 рубля – за эти деньги можно ездить на одном виде транспорта неограниченное число раз. Разумеется, люди этим пользуются и ездят на большую сумму, чем платят за проездной.
Экономика сферы общественного транспорта складывается так, что сегодня хорошую выручку получают лишь четыре предприятия. При этом нас периодически просят удлинить тот или иной маршрут. Так вот, если мы удлиним один маршрут хотя бы на километр, то 20 машин, работающих на этом маршруте, проедут дополнительные 20 километров за рейс. А за день каждая машина совершает рейсов 20 – получается, что 20 автобусов намотают лишние 400 километров в день. И если умножить эти 400 километров на 365 дней, то требуемая на год сумма для компенсации убытков будет исчисляться даже не сотнями тысяч, а миллионами рублей.
– Пластиковые проездные в городе действуют с февраля. Как они себя зарекомендовали?
– У нас три вида пластиковых карточек, и на каждую из них можно запрограммировать 28 тарифов. Допустим, если человек в одном месяце пользовался тарифом, скажем, «рабочего дня», а на следующий решил, что ему нужен месячный проездной на автобус, то менять саму карточку не придется. Ее просто перепрограммируют.
– Какое-то время назад была идея перевести на электронные проездные и маршрутные такси. Ее осуществят?
– Идея такая есть, но пока против нее сильно возражают владельцы маршрутных такси.
– Многие наши читатели спрашивают, будет ли ходить пятый маршрут троллейбуса через новый мост до Ярославля-Главного?
– Да, такие планы есть, но они нуждаются в корректировке. Вот представьте, что человеку, которому нужно попасть на Богоявленскую площадь, придется выходить у нового моста. А потом идти пешком порядка 600 метров. Согласитесь, это неудобно. Мы хотели запустить троллейбус через Богоявленскую площадь, но тогда нужно делать остановку возле церкви, там, где сейчас находится стоянка машин. Это значит, что ее придется ликвидировать. В общем, вопрос продления 5го маршрута остается открытым.
Сейчас, как вы знаете, прорабатывается закон «О полиции», и, когда он вступит в действие, у ГИБДД останутся лишь надзорные функции. А согласование маршрутов, схем движения, установка дорожных знаков будут возложены на органы местного самоуправления. Скорее всего, эту функцию отдадут нашему комитету.
Комментарии