Творческий полет – нормальный
Тонкий лирик с мистическим уклоном Александр Павлов (на снимке) – подполковник авиации запаса. Успешно окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище. Служил в морской авиации Балтийского флота, участвовал в операциях на Кубе, во Вьетнаме, Сирии, Германии, побывал и в «горячих точках» на территории нашей страны. Летал он четверть века – на бомбардировщике и самолете электронной разведки. В 2000 году пилот вернулся в Ярославль, а через два года вступил в Союз художников России.
По отцовским стопам
Высшие силы повлияли на судьбу Александра задолго до рождения, круто поменяв жизнь его отца – бедного крестьянина Петра Павлова. В 23-летнем возрасте тот оказался в Эрмитаже и был так потрясен, что решил, образно говоря, перековать орала на кисти. Даже «пятилетка» сталинских лагерей (посадили за то, что не сообщил о родственнике-священнике) не отбила желание рисовать. В 1939 году Павлов-старший поступил в художественное училище. Потом была война, служба шофером полуторки ГАЗ-2А. Окончить Ярославское художественное училище он смог только в 1948 году в 38-летнем возрасте, да так, что его оставили там преподавать.
Петр Павлов часто выезжал с учениками на пленэр. Маленького Сашу брал с собой. Студенты рисовали, а сын бегал по лесу, кидал шишки. Вот только идти по стопам отца Саша не желал, пропадал на улице. Когда его в 5-м классе силком повели в художественную школу, сначала учился из-под палки, но вскоре втянулся и ходил на занятия с удовольствием. После 8-го класса поступил в художественное училище. Правда, учился на тройки, рисовать ему было скучно… Футбол, рыбалка – это да!
– Что ж ты меня позоришь – ты же хуже всех в классе! – в сердцах упрекнул наследника преподаватель Павлов.
– А что надо, чтобы стать лучшим? – спросил пристыженный Саша.
– Работать, работать и еще раз работать! Вот ты попробуй летом, когда тебя никто не заставляет, походить на природу и порисовать.
Отцовское разочарование задело парня, и он все лето рисовал, рисовал и рисовал. К осени оказался одним из лучших среди однокурсников, многие из которых впоследствии стали заслуженными художниками.
Училище Александр окончил с отличием и поехал поступать в Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где получил… двойку на вступительном экзамене. Искренне недоумевал абитуриент:
– Профессор, почему два? Вот работа гораздо хуже, а тут четыре стоит.
– Его я еще чему-то могу научить, а вас уже нет. Вы готовый художник, идите и рисуйте, – ответил экзаменатор.
Путеводная буква
Павлов-младший оказался в Большом Селе, где он должен был после училища отработать три года. Народ ярославца окружал более чем простой. Бывало, смеялись над молодым оформителем: «Выпей, что за мужик, если не пьешь!» Профессию художника уважением обделяли. Молодой специалист имел бронь от призыва в армию... Однажды он рисовал плакат с типичным для того времени содержанием: «Решения ХХIV съезда партии – в жизнь!». Павлов вывел букву «Ж» в последнем слове, но тут его куда-то позвали… На-
утро военком сурово прокомментировал результат: «Я тебе покажу!!! Ты в такую ж… служить попадешь!» Так Александр оказался в конвойном полку.
Молодой солдат возил осужденных в спецвагоне. Был на хорошем счету, как-то даже получил 10 суток отпуска за то, что из пистолета выбил на учениях 30 очков из 30. В армии можно было подавать заявление в военное училище. Абитуриенту давали 30 суток на подготовку и месяц на экзамены.
– Я по жизни максималист, выбрал престижное Оренбургское высшее военное авиационное училище, которое окончил с медалью, – вспоминает Александр Петрович. – Поначалу хотел, как и все, быть истребителем. Знающие люди отговорили: вот, мол, полетел бомбардировщик, его сопровождают истребители. Они, как метелки, дорогу расчищают, охраняют более важного тебя.
За 25 лет службы офицер прошел через пять гарнизонов, освоил шесть типов самолетов, преподавал в родном училище, в 1996 году уволился в запас и 5 лет трудился оформителем в Оренбургском МЧС. Его художественные работы дарили знаменитостям – Сергею Шойгу и Виктору Черномырдину.
Средство против забвения
В Ярославле пилот Павлов «приземлился» за месяц до очередной выставки отца, которому исполнилось тогда 90 лет. По ряду причин пришлось дописать несколько отцовских работ. Пожалуй, именно это и разбудило в нем художника. Тем более что в Ярославле с МЧС у кадрового офицера не сложилось. Местным спасателям художник в погонах не пригодился. Пошел охранником на НПЗ, где успевал чуть ли не на работе рисовать пейзажи.
Здоровье отца тем временем становилось хуже. Сын понял, если тот уйдет из жизни, его мастерскую отдадут другому автору, и решил вступить в Союз художников, чтобы сохранить живописное наследство. Голосование в Ярославле закончилось со счетом 8:3 в пользу «принять». Прошел наш земляк и через игольное ушко московских комиссий. С тех пор Павлов-младший пишет картины, организовывает выставки, ездит на пленэры.
В 2010 году он оказался на пленэре в Тобольске, и это перевернуло его жизнь. Ярославец каждое утро выходил на природу с мольбертом, к вечеру у него было готово 2 – 3 этюда. Работы не просто копировали реальность, они преломляли ее через призму личности автора. Именно тогда Павлов отчасти превратился в авангардиста. Его картины хочется впитывать, провинциальные дома и тропы становятся для зрителя чем-то магнетическим, неожиданно возникают странные силуэты: облако в виде креста, ангела или длани, лицо или силуэт человека. Сам художник утверждает, что ничего такого специально не писал.
Александр Петрович любит рисовать воду, у него даже серия работ есть «Малые реки России». Причем на этих картинах нет линии горизонта, реки сливаются с небом, становясь единым целым. А уж небо он знает как свои пять пальцев!
Когда долго смотришь вдаль по курсу самолета, глаза привыкают, и при заходе на посадку близлежащие объекты плохо различимы. У летчиков, говорят, есть правило: прежде чем садиться – посчитай волоски на своей руке. Зрение переключится, начнешь отчетливо видеть то, что вблизи, а даль станет размытой. Подобный эффект и применяет Павлов в работе. Он отчетливо рисует первый план и совершенно фантастично выписывает отдаленные объекты, очаровывая зрителей. Не зря же самолет его судьбы взял курс на творческие дали.
Владимир КОБЫЛИНСКИЙ
Фото автора
Комментарии