03:42
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 мая 2014

Творчество вместо зубрежки

С 1 сентября 2014 года многим ярославским первоклассникам предстоит учиться по новой развивающей программе «Начальная школа 21 век».  В Министерстве образования и науки РФ посчитали, что она более продвинута и адаптирована для наших детей.

 

И опыт, сын ошибок трудных
   Новость из разряда топовых. Однако пока на нее мало кто обратил внимание. Между тем представители педагогической общественности бьют тревогу – оперативно переподготовить педагогов начальных классов, детских дошкольных учреждений к работе по новой программе – дело непростое и весьма затратное. Подавляющее большинство из них вот уже много лет работают по другим развивающим программам – таким, например, как «Школа 2100» и система Л.В. Занкова. Но решение наверху уже принято, более того, в апреле из федерального перечня учебников были исключены те, по которым больше двадцати лет учились юные россияне.

В департаменте образования области сложившуюся ситуацию драматизировать не склонны.
   – Те дети, которые уже начали обучение по программам «Школа 2100» и системе Занкова, в любом случае его продолжат. Поскольку вся линейка учебников у нас закуплена,  мы вряд ли сможем отыскать дополнительные средства на покупку новых, – поясняет Светлана Астафьева, заместитель директора департамента образования области. – В этом году ребята, поступающие в первый класс, тоже могут по ним заниматься, поскольку линия действует в течение пяти лет, так что эти пять лет мы живем спокойно, а через год у нас еще многое может измениться.

По мнению представителей департамента образования, главное не выбор программы, а то, что подавляющее большинство юных ярославцев, посещающих детские дошкольные учреждения, получили необходимые знания, поэтому у них не должны возникать проблемы в школе.
Однако оптимизм чиновников в этом вопросе разделяют не все родители как нынешних, так и будущих первоклашек.
   – Даже не знаю, радоваться мне или огорчаться, что мой младший сын может учиться по другой образовательной программе, – рассуждает Елизавета Покатилова, мама семилетнего Дениса. – У старшего сына педагог работал по программе «Школа 2100». Скажу откровенно, если бы я сама с ним тогда не занималась, вряд ли бы он самостоятельно справился с той же математикой, например. Нынче идет в первый класс мой младший сын – Денис, пришлось позвать на помощь мою маму. Будет кому отводить ребенка в школу, забирать, помогать с уроками. Но о программе «Начальная школа 21 век» мы ничего не знаем, по крайней мере, в нашем садике ее не было, мы работали по «Школе 2100». Воспитатель выдала нам специальные рабочие тетради для домашних заданий. Честно говоря, когда учиться только начали, я поначалу «притормаживала», но потом разобралась во всех «подводных камнях» и даже интересно стало с сыном «домашку» делать. Ему тоже учиться нравится, он в отличие от старшего братика посмелее, ошибиться не боится. Читает уже неплохо, мы его даже в библиотеку записали.

Когда не знаешь, чем помочь
   Елена Бриева, бабушка восьмилетней Кати, на мой вопрос, как дела у внучки в школе, обреченно машет рукой.
   – Скорее бы летние каникулы, девочка так устала! Если бы нам раньше сказали, что в первом классе такая сложная программа, мы бы лучше подготовились, – говорит она. – Но внучка пошла в школу недостаточно подготовленной, отсюда и все наши проблемы.
   Катя с трех лет ходила в детский сад. Посещала она и подготовительную  группу, но, как утверждает бабушка, занятия там носили «несистемный характер». Тем не менее психологи ДОУ посчитали, что программу «Школа 2100» ребенок освоить в состоянии.

   – Сначала мы планировали отдать Катю в английскую спецшколу, воспитатели ее  хвалили, говорили, что она одна из самых успешных в группе, – продолжает Елена Игоревна. – Но на семейном совете мы решили, что с первого по четвертый класс девочке лучше учиться рядом с домом, а потом она пойдет в гимназию. Однако уже в первой четверти поняли – не справляемся. Программа «Школа 2100» построена так, что на обучение чтению и счету в ней отводится совсем немного времени. Ребенок, пришедший в первый класс, должен бегло читать, впрочем, как и считать, решать простейшие задачки. Но Катюшка наша читала едва-едва, а с математикой у нее с самого начала возникли проблемы. Как растолковать девочке правила, мы зачастую не знали – в школе учительница им все по-другому объясняет, а в учебниках почти ничего не написано.

Искать и находить
   – Открою родителям небольшой секрет. В Интернете есть официальный сайт образовательной системы «Школа 2100», зайдите на него, там есть все, вплоть до поурочного планирования и методических рекомендаций для учителя, кстати, и для родителей тоже представлена информация, – поясняет Валентина Лапотникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №37. – Такие же сайты есть и по другим образовательным системам. Так что воспользуйтесь этой поддержкой, возможно, вам многое станет ясно, а вашему малышу будет намного проще учиться. У меня  тоже дочка в прошлом году пошла в первый класс, учится по данной программе, так что я прекрасно представляю, с какими трудностями могут встретиться родители. Выскажу, может быть, парадоксальную мысль – у многих из них эти трудности возникают по причине того, что, мы, родители,  боимся дать детям больше самостоятельности и порой пытаемся им навязать свое понимание. Времена меняются, и обучение по развивающей системе – это не зазубривание параграфа, оно предусматривает творческий подход к работе по усвоению нового материала.

   По словам Валентины Африкановны, практика показывает, что уже к концу первого полугодия, обучаясь по системе «Школа 2100», даже те дети, которые пришли в школу недостаточно подготовленными, выравниваются и выдают неплохие результаты.
   – Сегодня во главу угла оценки развития ребенка ставится личностный результат. Мы смотрим, с какими предпосылками сформированности универсальных учебных действий к нам пришел ребенок и какого уровня достигло их развитие за период обучения в начальной школе. Нередко мамы и папы жалуются, что в учебниках встречается много сложных заданий, но никто не ставит задачи выполнить все. Есть те, которые надо сделать обязательно, чтобы усвоить необходимый объем знаний и способов действий, именно этого требует образовательный стандарт. И это минимум. Но вот максимум для каждого свой. Исходя из своих способностей ребенок может выбирать и решать предложенные задания. А вот задача учителя в образовательном процессе сегодня меняется кардинально – он должен научить учиться каждого ребенка, сопровождая и направляя его. И теперь это учитель-тьютор, – утверждает Валентина Лапотникова. – Что касается работы по новой образовательной системе «Начальная школа 21 век», то мы пока ждем разъяснений департамента образования Ярославской области по поводу возможности дальнейшего использования в образовательном процессе системы «Школа 2100» для будущих первоклассников. Заявки на учебники нами отправлены, и, если потребуется, с 2014 года начнем по ней учить детей. Насколько сложно будет педагогам? Думаю, не сложно, ведь это тоже развивающая система, значит, и методика преподавания идентичная.

   Итак, точки над «i», кажется, расставлены,  тем не менее проблем у родителей меньше не становится. Главная – как подготовить ребенка к обучению по новой программе, каким минимумом знаний должен владеть будущий первоклашка и как взрослым помочь ему адаптироваться к новой жизни. Ответы на эти вопросы мы обещаем опубликовать в  ближайшее время.
Людмила ДИСКОВА
Фото Сергея ШУБКИНА
ЛЮБОПЫТНО
Тьютор — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных
программ учащихся
и студентов,  сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
РОДИТЕЛИ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Сразу шесть ярославских многодетных семей награждены специальной медалью «За верность родительскому долгу».
Эту награду вручают родителям, вырастившим и воспитавшим четверых и более детей. В этом году от губернатора области Сергея Ястребова ее получили Андрей и Татьяна Ангеловы, Герман и Светлана Беловы, Сергей и Светлана Беспаловы, Андрей и Марина Мареевы,  Денис и Наталья Мосягины, Юрий и Наталья Тимофеевы.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать