У Башмета очень высокие требования
На Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в числе звезд мирового уровня выступал и блестящий пианист и композитор Василий Лобанов. Он принял участие в концерте, где звучали произведения Йоханнеса Брамса. Нашему корреспонденту удалось взять у знаменитого пианиста интервью.
– Василий Павлович, в этом году исполняется 115 лет со дня смерти великого немецкого композитора Йоханнеса Брамса. Программа концерта состояла только из его произведений. Так совпало?
– Это не было связано с датой. Брамс написал очень много камерной музыки. Она часто звучит на фестивалях.
– На концерте вы играли с Виктором Третьяковым и Юрием Башметом, показав потрясающее музыкальное единство. Часто вы выступаете в таком составе?
– Виктор Третьяков и Юрий Башмет – мои друзья. Мы уже в течение 20 лет регулярно выступаем вместе. А еще – со знаменитой виолончелисткой Натальей Гутман. К сожалению, в этот раз ее с нами не было. Наталью Григорьевну заменил молодой талантливый музыкант Александр Бузлов, знакомый ярославской публике по прошлым фестивалям Юрия Башмета.
– И как вам работается с такими корифеями, как Башмет и Третьяков?
– И легко, и трудно. Легко потому, что у нас полное взаимопонимание: все схватывается на лету. А трудно в связи с тем, что требования, которые эти артисты ставят перед собой, очень высокие.
– Ваш учитель, композитор Альфред Шнитке, написал музыку к фильму «Отец Сергий» по повести Льва Толстого. А вы сочинили одноименную оперу. Что привело вас к созданию этого произведения?
– Типично толстовское сочетание эротики и религии. Кстати, в России эта опера никогда не исполнялась. В концертном варианте она была представлена в Германии.
– Альфред Шнитке о вас сказал так: «Есть одаренные пианисты, есть одаренные композиторы, но крайне редко встречается такое конгениальное сочетание этих качеств, как у Василия Лобанова». А что бы вы сказали о своем учителе?
– Я считаю, что после Шостаковича Альфред Шнитке – самая выдающаяся фигура среди русских композиторов XX века.
– Василий Павлович, вы уже 20 лет живете в Германии, преподаете в Кельне в Высшей школе музыки. Есть ли различие в системе музыкального образования у нас и в Европе?
– У нас обычно сначала оканчивают музыкальную школу, затем музыкальное училище и только после этого – консерваторию. А вот в Германии можно поступать в высшую школу музыки напрямую, хотя там тоже есть музыкальные школы, в том числе и частные. Но чтобы попасть в вуз без первоначального музыкального образования, нужно иметь очень высокий уровень игры на инструменте. Там трудно получить диплом «на халяву». Подкупить или уговорить преподавателя поставить зачет или хорошую оценку на экзамене невозможно.
– На ваш взгляд, Германия сегодня является центром музыкальной Европы?
– Эта страна стала центром музыки, когда на первый план вышли сначала Шуберт, Шуман, Брамс. Весь XIX век прошел под знаком музыкального доминирования Германии. В первой половине XX века там работали такие величайшие исполнители, как дирижер Вильгельм Фуртвенглер, Берлинский симфонический оркестр. А вот с композиторами стало хуже. Сегодня я не могу назвать ни одной значимой фигуры на музыкальном Олимпе.
Комментарии