07:11
суббота,
14 сентября 2024 г.
11.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 ноября 2016

Уравнение с четырьмя неизвестными

Какие люди относятся к поколению Х? Почему тех, кто родился в конце 90­х, называют поколением Y? Дети Z, кто они? И зачем, собственно, нужна вся эта классификация? Об этом наш корреспондент беседует с одним из руководителей исследования о поколениях в России, главным редактором научного журнала «Медицинская психология в России» доцентом Владимиром УРЫВАЕВЫМ.

«Просолиться» в семье

– Владимир Анатольевич, на III Международной научно-практической конференции «Медицинская психология: исторические традиции и современная практика», прошедшей в октябре на базе Ярославского медицинского университета вы сделали свой доклад. Это сейчас самая солидная конференция по данной тематике в России. А как вы, ярославец, вышли на тему поколений?

– Я этим занимаюсь более 25 лет. Первые исследования провел в 1992 году среди студентов 2-го курса ярославского мединститута 1973 года рождения. Тогда я предпринял попытку посмотреть, как тип личности студента влияет на его выбор профессии внутри медицины. Ведь можно стать патологоанатомом, а можно организатором здравоохранения. И преподавателям не всегда понятно, как обучать студентов с разными типами личности.

– То есть о теории поколений в 1992 году речи не шло?

– Книга о поколениях вышла в США только в 1991 году. Мы двигались независимо от зарубежных коллег, но думали в одном направлении.

Второе исследование проводилось в 2006 году – из чисто научного интереса сопоставить молодежь, выросшую при социализме, с молодежью, выросшей в эпоху перестройки. Интеллект ребенка и система его ценностей формируется к 12 – 14 годам. За это время больше 4 тысяч дней он проводит в семье, где, как огурец, «просаливается» ее идеями, радостями и печалями. Семьи же находятся под постоянным давлением окружающих событий. Значит, доперестроечные и перестроечные дети должны были вырасти разными. Мы не ошиблись. Второкурсники 2006 года, родившиеся в 1987 году, оказались совсем другим поколением. Ведь у них не было уже ни октябрят, ни пионеров. А были проблемы с питанием и перспективами в жизни.

Весной этого года мы начали третье исследование. На этот раз студентов-медиков 1997 года рождения. Они выросли в уверенности в собственном будущем, так как их детство пришлось на экономический рост в стране.

– По итогам работы вы обнаружили поколение, ранее отсутствующее в зарубежной классификации…

– Если сравнивать нас с американцами, то до 1980 года мы шли примерно одинаково: в обеих странах формировалось поколение Х. После 80-го года у американцев начало рождаться поколение Y. В это время у них было ровное развитие: ни кризиса идеологии, ни экономической беспомощности. А у нас все это было. В результате в России появилось «добавочное» поколение. Я предлагаю назвать его XP или Х перестроечное. А поколение Y у нас начало формироваться гораздо позже – с конца 90-х годов. У американцев же с начала 2000-х должно формироваться поколение Z, которое в России только начинается. Да и в США оно, видимо, не состоится в том виде, в котором его прогнозировали.

– Почему?

– Американцы получили большой удар во время террористических атак на нью-йоркские небоскребы 11 сентября 2001 года. Они не могут прийти в себя до сих пор. Такого в их истории не было. Даже во время Второй мировой на территории штатов упала всего одна бомба…

Работать под пальмой

– Какие качества присущи поколению Х?

– Людям, рожденным до 80-го года, свойственны консервативные ценности. Это наличие семьи и профессиональной карьеры, связанной с усердием и уважением к своему рабочему месту. Это поколение считает нужным иметь постоянную работу, в которой следует совершенствоваться. В его представлении зарплата и повышение по службе обязательно соединены с добросовестностью и ответственностью. Для вас, как представителя поколения Х, это ведь кажется естественным?

– Не совсем. Например, я предпочитаю работать дома, а не в редакции.

– Это потому, что резких границ между поколениями сегодня уже провести нельзя. Следующее поколение – Y – формировалось в информационную эпоху. Она началась в России в конце 90-х. Интернет открыл поколению Y десятки вариантов жизни. Итог – рост скептического отношения к традиционным ценностям. Люди перестали привязываться к рабочему месту, так как узнали, что можно в свое удовольствие работать и под пальмой.

– Что же тогда произошло с усердием на работе и карьерой?

– Вместо вертикальной карьеры появилась горизонтальная, когда человек пробует себя в разных сферах. Есть промежуточный вариант, когда из сферы в сферу люди переходят с повышением по должности. Естественно, родителям таких молодых людей все это непонятно. У них душа болит, что же происходит с ребенком…

– Подтверждаю. Мои старшие родственники часто спрашивают, раз я ежедневно не ухожу из дома, работаю ли я вообще...

– И не удивительно. У них старая модель – ходить на работу по времени.

– А как у поколения Y с семьей?

– Оно попало в эпоху относительных ценностей. Сейчас говорят, что семья может быть из одних женщин или мужчин. Прежде об этом разговора не было. И как к этому относиться теперь? Или проблема с мигрантами. В Европе считается, что их надо принять. Но мигранты не принимают европейские ценности. Я хочу сказать, что поколение Y вместе с плюсами больших возможностей получило минусы отрицания ценностей, которые предыдущим поколениям помогали жить.

Прагматики и интеллектуалы

– Чем отличается перестроечное поколение XP от доперестроечного Х ?

– Перестроечное поколение отличается более высоким контролем эмоций. Оно реалистичнее и серьезнее, не дает простора воображению и фантазиям. Это поколение активных прагматиков, которые прекрасно ориентируются в социальной среде и не податливы «приливам и отливам» чувств.

Ценность семьи у поколения ХР снижается, уступая место профессиональной самореализации. Но зато если семейный союз создается, он получается крепче и на первый план выходит «защитная» функция семьи.

– Как насчет брюзжания старших? Действительно ли перестроечное поколение стало хуже?

– Во многом лучше! По объективным причинам родители не могли уделять много времени перестроечным детям, и они получили очень большую свободу развития. Таких возможностей у предыдущего поколения не было.

– А что происходит с российским, пока формирующимся, постперестроечным поколением Y?

– Это поколение более интеллектуально. Оно лучше формулирует абстрактные суждения и лучше концентрируется на решении проблем. При этом более социально активно, дипломатично, изворотливо и умеет использовать ситуацию.

– А говорят, молодежь ленива и неумна…

– Пусть говорят. Есть понятия функционального ума и глупости. Например, купить электронный билет через мобильник для многих стариков непосильная задача. А молодежь это делает легко. Это показатель интеллекта. А брюзжание старших – всего лишь неприятие другого образа жизни.

– Значит, современная молодежь – поколение Y – круче нас?

– В части интеллекта и социальной активности – да. Но тревожность по отношению к новому у них выше, чем у предыдущих поколений. Слишком быстро меняется мир, и не всегда понятно, в какую сторону.

Ложные женщины

– В ваших исследованиях есть различия между юношами и девушками?

– Есть. По личностным качествам девушки сделали резкий рывок в развитии, они стали даже обходить юношей. У них хороший интеллект, богатое воображение, решительное поведение, независимость суждений. Для общества это хорошо. В него вовлекается новый женский ресурс. А для женщин это не так однозначно. У российского психоаналитика Альфреда Щеголева есть книга «Ложная женщина». Она об энергичных женщинах, которые стремятся превзойти мужчин и невольно теряют женственность.

– Результатами ваших исследований уже интересовались?

– Пока нет. Работа будет закончена в 2018 году. У нас еще не проведено последнее исследование. Мы хотим посмотреть, что изменилось в структуре интеллекта и структуре ценностей. Мы также планируем поспрашивать наших испытуемых, как прошли 25 лет с момента тестирования. У нас их было 700 человек. Хотя бы четверть мы надеемся отыскать.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать