17:11
суббота,
14 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 июля 2011

Усыновим бабушку. По договору

Согласно демографическим исследованиям, число престарелых растет практически во всех странах мира, в том числе и в России, поэтому сегодня уход за немощными людьми становится одной из острейших проблем. По статистике в нашей стране количество стариков, которые не могут себя обслуживать, гораздо больше, чем число детей­сирот. В Ярославле более 25 процентов жителей составляют люди пожилого и престарелого возраста.

Помощь на дому
Помощь старикам и инвалидам оказывают сегодня в комплексных центрах социального обслуживания. В нашем городе их 6 – по одному в каждом районе. В центрах пожилым людям предоставляют полный комплекс услуг – уход на дому, пребывание в дневном стационаре, медицинскую, юридическую, консультационную помощь. Только в прошлом году социальные работники КЦСОН обслужили на дому 5905 одиноких пенсионеров и инвалидов в возрасте от 75 до 85 лет.
При каждом районном центре работает «Единый социальный телефон», позвонив по которому, пожилые люди могут проконсультироваться по самым разным вопросам или просто поговорить.

Дома­интернаты
В Ярославской области есть 18 домов­интернатов: общего типа, специализированные, психоневрологические, геронтологические, а также интернаты для ветеранов войны и труда. Из них 4 находятся в Ярославле. Это областной геронтологический центр, Норский геронтопсихиатрический центр, специальный Красноперекопский дом­интернат для престарелых и инвалидов и Красноперекопский психоневрологический центр. Проживание в домах­интернатах может быть как постоянным, так и временным. Допустим, в некоторых из них возможно пятидневное пребывание – выходные дни пожилые люди могут проводить дома. Отношение к домам престарелых в нашем обществе сложилось негативное, это одна из причин того, что старики остаются там на постоянное жительство только в случае крайней необходимости. Наши бабули и дедули предпочитают жить в плохих условиях, но в собственной комнате или квартире.

Изучаем опыт
В последние годы в нашей стране появилась еще одна форма социальной помощи престарелым – приемная семья. Суть ее в том, что пожилой человек живет в чужой семье, получает соответствующий уход и перестает чувствовать себя одиноким, что немаловажно для стариков. Семья, принимая бабулю или дедулю, заключает с ними договор. Правда, массового распространения этой формы поддержки престарелых у нас пока не наблюдается. Как, впрочем, нет и федеральных законов, которые придали бы членам приемной семьи статус социальных работников. Но во многих российских регионах эта необычная идея уже реализуется через созданные на областном уровне проекты. Об «усыновлении» одиноких пенсионеров заговорили и в Ярославле.
– Мы начали разрабатывать проект о приемных семьях для пожилых людей. Изучаем опыт Самарской области. Есть интересные наработки в Санкт­Петербурге. Пока трудно сказать, по какому пути пойдет Ярославская область, – поясняет заместитель начальника отдела учреждений социального обслуживания населения областного департамента труда и социальной защиты Светлана Трифонова. – Необходимо проработать правовые вопросы, четко сформулировать обязанности сторон. Сейчас над этим работают юристы. Очень важно не ущемить интересы пожилых людей, защитить их права, личную безопасность, исключить возможность принятия пожилого человека в семью из корыстных побуждений. Очень важен вопрос, связанный с жилплощадью и имуществом стариков. Что станет с этим добром после их смерти? Так что проект – документ очень сложный и ответственный, требующий всесторонней проработки.

Все решил взгляд
Идея действительно необычная. Но ведь в нашей повседневной жизни можно привести немало примеров, когда неродные люди ухаживают за своими немощными соседями просто потому, что не могут оставаться равнодушными к человеческому страданию.
Екатерине Федоровне под девяносто. Она еле передвигает ноги, скованные ревматизмом, не может ни в магазин сходить, ни толком поесть приготовить. Правда, ее посещает социальный работник – женщина средних лет. Она и продукты купит, и коммунальные услуги оплатит. А вот поговорить по душам с Екатериной Федоровной (по этическим причинам имена и отчества действующих лиц изменены) ей некогда, ведь надо обслужить еще почти с десяток таких же немощных бабуль и дедуль. Иногда приходит соседка – добрейшая душа. Поможет по хозяйству и уходит – спешит присматривать за внуками. И опять остается Екатерина Федоровна одна­одинешенька. Как невыносимо это одиночество, эта звенящая тишина в доме!
Мысли ее уносятся в прошлое, где было все: шумный многодетный родительский дом, потом своя семья с любящим мужем. А теперь вот никого нет. Мысль о доме престарелых ее пугает. Говорит, что не пойдет туда, даже если сляжет. Однажды на договорной основе за Екатериной Федоровной вызвались ухаживать супруги среднего возраста. Бабуля согласилась. И «стороны» встретились. Супруги были очень любезны и внимательны. Но в какой­то момент Екатерина Федоровна посмотрела на мужчину и по его взгляду поняла, что с этими людьми ей будет плохо. И она отказалась от их услуг. Может, и померещился пожилой женщине злой умысел. А может, и правда она почувствовала неладное. Кто знает?

Уход в обмен на квартиру
Анне Тимофеевне 86 лет. За плечами – жизнь, насыщенная событиями. Анна окончила школу, когда началась война. Девушка пошла работать на один из ярославских военных заводов, чтобы получать большой хлебный паек. А потом завод вместе с рабочими эвакуировали под Челябинск. Когда вышел указ, разрешающий тем, кто окончил десятилетку, увольняться с заводов, чтобы поступить в вуз, Анна вернулась в Ярославль, сдала экзамены в пединститут, окончила его и получила диплом учителя русского языка и литературы. Во время войны она переписывалась с фронтовиком. А потом он приехал в Ярославль и увез свою невесту на свою родину – в Кировабад. Там и сыграли свадьбу. Жили супруги, что называется, душа в душу, вот только детей не было. Хотели они взять ребенка из детского дома, да свекровь не разрешила. Так и остались бездетными. Анне было 48 лет, когда умер муж.
Она опять вернулась в Ярославль и спустя некоторое время снова вышла замуж. С Павлом Григорьевичем Анна Тимофеевна прожила почти 20 лет. В 1995 году он умер. И пожилая женщина осталась одна. Пока были силы и здоровье, пенсионерка обслуживала себя сама. А когда ноги почти перестали двигаться, стала подыскивать человека для пожизненного содержания в обмен на квартиру. И он нашелся. Поначалу все было нормально, но очень скоро «благодетель» стал грубо обращаться с немощной женщиной, а потом и вовсе переоформил документы на свою жену, которая оказалась не лучше супруга. Теперь Анна Тимофеевна не знает, как избавиться от этих людей. Подавать в суд на расторжение договора она боится, да и не знает, как это сделать.

Вопросы без ответов
Конечно, не все люди черствые и не каждый будет преследовать корыстные цели, взяв к себе на постоянное местожительство старика. И все­таки вопрос, есть ли будущее у приемных семей в нашей стране, пока остается открытым. Выделение государством денег опекунам – это лишь полдела. Возникает много психологических вопросов относительно «усыновления» стариков. Кто и зачем согласится взять чужого пожилого человека в семью, если подчас даже родные дети бросают престарелых родителей? Смогут ли приемные семьи не только решить проблему одиночества пожилых людей, но и обеспечить им достойный уход? Сумеет ли приемная семья создать в доме такой климат, при котором «усыновители» и «усыновленные» будут чувствовать себя комфортно? И, пожалуй, основное: не станет ли все­таки главной движущей силой для «усыновителей» корысть?

В России работает федеральная служба «Единый социальный телефон», по которому можно получить консультацию по вопросам социальной защиты 8­800­555­0­222. Звонок бесплатный.
Номера «Единого социального телефона» г.Ярославля:
Дзержинский район 54­19­29
Заволжский район 74­19­34
Кировский район 72­09­31
Красноперекопский район 94­38­13
Ленинский район 71­50­83
Фрунзенский район 42­22­42
Возрастные периоды жизни человека:
Пожилой возраст: 61 – 74 (мужчины), 56 – 74 (женщины).
Старческий возраст: 75 – 90 (мужчины и женщины).
Долгожители (престарелые): более 90 лет.
По данным городского отдела Ярославльстата в 2010 году в Ярославле проживали в возрасте:
75-79 лет – 16464 человека;
80-84 года – 13142 человека;
85-89 лет – 4701 человек;
90-94 года – 1062 человека;
95-99 лет – 229 человек;
100 лет и старше – 81 человек.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать