В чем смысл Великого поста?
Идет вторая неделя Великого поста. Многие, наверное, ждали его начала и, приготовившись, приступили к нему. А кто-то, может быть, решился поститься в первый раз и поэтому больше других верующих нуждается в советах. Поскольку «Городские новости» – издание светское, начиная беседу о Великом посте, мы попросили настоятеля Богоявленского храма иерея о. Александра Сатомского по возможности избегать сложных богословских тем. Не знаю, правильно ли мы поступили, но вот сама беседа.Что такое «должный образ»
– Отец Александр, с чего следовало начинать тем, кто постится?
– Каждый, кто хочет поститься, должен был задать себе вопрос: зачем? Пока этот вопрос остается без ответа, вся остальная деятельность глубоко бессмысленна!
Внутреннее ощущение «мне это надо» или что-то подобное, пока цели неясны, – это не пост. Это воздержание от еды, соблюдение диетарных предписаний, что угодно… но это не пост!
Более того, всякий, кто хочет провести это время своей жизни в каком-либо ограничении – пусть далеко не в том виде, в каком его предписывает Устав, должен понимать, что пост – это дорога, следуя по которой, бессмысленно почти дойти до цели, а затем развернуться и уйти. Всякий, кто начал пост, должен соответствующим образом его закончить. Окончание поста – Пасха. Но не в смысле возвращения к обычному режиму питания. А в смысле принятия Причастия в главный день христианского года.
– Мы коснулись намерений, с которыми человек приступает к посту. Стоит дать и практические рекомендации, перечислить некоторые обязательства, которые он постом накладывает на себя… От чего следует воздерживаться?
– На самом деле человек сам определяет, что он хочет провести пост должным образом. Зачастую только интуитивно понимая, что же это такое – «должный образ».
Когда мы готовимся к исповеди, мы определяем для себя самое весомое из того, в чем намерены покаяться. Не в смысле большей важности лжи перед осуждением, а гордости перед чревоугодием. А в плане определения того, что именно является для меня первым и тяжелейшим из этого? Какие грехи наиболее сроднились с моей душой и толкают меня на совершение недостойных поступков? Соответственно, пост – это такое поведение, которое является для человека эталоном его христианской жизни. Нужно спросить себя – каким бы христианином я хотел себя видеть, и с этого времени вести себя так, как хотелось бы поступать всегда. А во время поста присутствует целый ряд вещей, которые этим положительным изменениям способствуют. И, соответственно, есть ряд вещей, которые «во-первых» или «в главных» мешают мне христианином быть. Они же, по большому счету, для каждого свои.
Бессмысленно только не есть
– Может быть, все-таки не следует пренебрегать советом или даже особенным благословением, получаемым от священника?
– В получении благословения смысл прямой. И это даже не зависит от того, держится ли пост впервые или человек опытен и много лет его практикует. Если человек знает священника, а священник знает его, если человек до этого уже исповедовался, пост может быть построен совершенно по-иному. Пост – это набор усилий, приводящих к определенным результатам. Совместно видя эту цель, можно решить, что было бы уместно достигнуть ее не вот такими-то практиками, а заострившись на каких-то иных. То есть получение благословения может охватывать разные задачи.
Может быть, это будут иные диетарные предписания: священник может предложить, например, добавить к столу рыбу. Или молочные продукты. Дело тут как в заболеваниях или расстройствах организма, которыми может страдать человек, так и в индивидуальном ритме жизни.
Это, наверное, будут иные молитвенные правила.
Не обойтись и без полезного чтения. Причем специально подобранного к человеку.
Кому-то нужен авва Дорофей и Никодим Святогорец, кому-то полезен митрополит Антоний Сурожский а кому-то, может быть, необходим и Макарий Великий…
На каждый уровень – от духовного младенчества до совершенства – можно найти своего автора. Того, который именно вот этого человека «поведет». И у каждого он окажется свой. Важно понимать, что пост – это совокупность поступков.
Ведь бессмысленно только не есть. Бессмысленно только посещать службы или бессмысленно только отказываться от курения. Если всему этому не предшествовало ясное целеполагание и определение всей совокупности вопросов, нуждающихся в разрешении, человек не приходит к тем результатам, которые хотел бы видеть итогом.
И выходит прямо как у Виктора Степановича: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда»…
Молитва – не форма и не содержание
– То есть многие не формулируют своих целей вначале? Просто проживают некий сезонно-погодный цикл… и знают, что в конце их ждут крашеные яйца?
– … и что их поеданию что-то предшествует.
– Вы говорили о «ритме жизни»… Многие активные люди среднего возраста действительно не имеют возможности, не совершая чего-то экстраординарного, следовать предписаниям и канонам. Сейчас рабочий день все время удлиняется… А еще надо быть с семьей. Как же быть, если негде и некогда молиться, а надо? Причем надо особо – Великий пост.
– Очень немаловажно единомыслие. Если оно присутствует в семье – это золотой случай.
– Будем исходить из худшего.
– Даже не из худшего, из стандартного. Как правило, каждый из нас в своей среде – один, исполняющий апостольские функции для окружающих.
– … или находится с другими людьми на разных отрезках пути…
– Да. Здесь важно понимать, что молитва – это не форма и даже не содержание. Молитва – это состояние. То есть оно или достижимо, или нет. Нужно заметить, что человек, который никакого молитвенного опыта не имел (то есть даже не пытался приобрести его до этого никогда), вдруг решив получить его в общественном транспорте или ином неподходящем месте, рискует оказаться перед практически полным отсутствием результата. Ведь мы, для того чтобы научиться писать быстро, долго сидим над прописями. Рисуем палочки, обводим кружочки и прочее… приобретаем первоначальный навык.
Здесь процесс точно тот же. Апостол Павел говорит в Священном Писании: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17) .
Мысль понятна, но, как любой другой навык, и этот приобретается опытом. Нет ничего невозможного в том, чтобы молиться в общественном транспорте, сидя, стоя, в головном уборе или без. В данном случае это не определяющий момент. Определяющим является, имеет ли человек вообще навык молиться. То есть понимать, он вообще общается с Богом или не общается.
Нужно взять и начать
– А как человеку узнать, он сейчас с Богом поговорил или имел беседу с самим собой?
– А это как раз несложно. Есть определенная (и, увы, немалая!) прослойка верующих, которых их обращение к христианству не изменило. Это происходит именно из-за того, что некоторые совершают необходимые действия, но не наполняют их никаким смыслом. Им объяснили, что делать нужно вот так. Механика ясна и прозрачна, как в любом другом деле. А вот суть? Человек читает утреннее правило, вечернее правило, акафисты и Псалтырь… А происходит ли с ним что-нибудь?
Ведь что такое настоящая молитва? Это молитвенный настрой, в котором человек начинает разговор с Богом с правды: «Господи, я ведь не могу ни того, ни другого, ни третьего. Я даже сейчас молюсь, а реально присутствую в завтрашнем дне, на банкете, совещании, в позавчерашнем дне. Думаю, что бы я сказал тому или этому… Причем я параллельно присутствую во всех этих местах, хоть и не выпускаю молитвослов из рук! Поэтому я прошу, чтобы Ты пришел и изменил меня. Я как могу – делаю, а по-другому – не могу. Но Ты и к этим моим ничтожным усилиям – снизойди».
Поэтому я и говорю: это несложно. Если человек реально мыслит и делает так, то изменений он не заметить не сможет.
Как апостол Павел говорит – каковы «плоды христианской жизни»? Это как раз любовь, радость, мир (Гал, 5:22). Понятно, что они не нахлынут через двадцать минут после произнесения слов. Но вокруг человека начнет меняться ситуация. Точнее, она останется той же самой, а вот сам он начнет меняться и видеть начнет по-другому. Это и есть опыт молитвы. Инструментария к изменению нашей жизни очень мало. Молитва – первый и главный.
– Отец Александр, что можно пожелать сейчас постящимся? Кроме благополучного продолжения и радостного завершения поста.
– Одну простую вещь. Вот уже пару десятилетий церковь вернулась в быт людей. В больших городах проходящий по улице священник не воспринимается как древнее ископаемое. Это стало более или менее привычным.
В свое время найти молитвослов было невозможным делом. Сейчас рынок религиозной литературы просто огромен. Количество возможностей выросло принципиально, и кроме всего прочего люди действительно стали задумываться над целым рядом вещей.
Сколько ни говори про духовную жизнь, как она хороша и прекрасна, – для конкретного человека это станет ясным только тогда, когда он сам это увидит. Некоторые вещи не станут лучше или хуже – они изменятся.
В этом смысле мое пожелание просто – нужно взять и начать. Святые Отцы говорят: лучше малое делание, но постоянное, чем великие труды – но брошенные. Пусть человек возьмет хотя бы самую малость.
Комментарии