03:01
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 февраля 2014

В небесах мы летали одних

Валентин Иванович Огурцов в годы Великой Отечественной войны служил авиамехаником в легендарном полку «Нормандия­Неман».  Ярославский ветеран награжден орденом Почетного легиона – высшей военной и гражданской наградой Франции и золотой медалью французской общественной организации «Ренессанс Франсез».  

 

Аэродром Северный
7 февраля Валентину Ивановичу Огурцову исполнилось 88 лет. Он родился в многодетной семье в небольшом городке Фурманове Ивановской области. Десять классов Валентин окончить  не успел, проучился всего два месяца и в начале ноября 1943 года был призван на военную службу. Семнадцатилетнего парнишку направили в Иваново. Юный новобранец проходил обучение на авиамеханика на аэродроме Северный. Незадолго до этого здесь находилась эскадрилья французских летчиков «Нормандия» – единственное иностранное подразделение, удостоенное чести сражаться в составе Красной Армии.
   В начале 1942 года на предложение генерала де Голля позволить французам воевать против немцев вместе с русскими советское правительство дало согласие. Добровольческая истребительная группа формировалась в Ливане, названа она была  в честь наиболее  пострадавшей от фашистской оккупации французской провинции Нормандии. Ее герб – два льва на красном фоне щита – стал эмблемой группы. Добирались летчики окружным путем:  из Ливана в Ирак, затем в Иран, а оттуда на советских самолетах через Баку в  уже полыхавший Сталинград. Конечным пунктом оказался город  Иваново.

Наши Яки пришлись по душе
На аэродроме Северный французов встретили не только дружелюбные русские инструкторы, но и серьезный противник – мороз. Зима выдалась на редкость холодной, и в таких экстремальных условиях освоение незнакомой авиатехники стало для французских механиков нелегкой задачей. Они старались, но жгучий мороз сковывал их. И тогда наше командование по просьбе летного состава «Нормандии» направило в эскадрилью советских техников. Французы учились летать на советских истребителях Як-1, Як-9Т, Як-3. Особенно «нормандцы» восхищались машиной Як-3. Из всех советских, американских и английских самолетов они выбрали именно этот тип истребителя. В тесном содружестве с советскими летчиками «Нормандия» принимала участие в одном из самых масштабных сражений Второй мировой войны – битве на Курской дуге, затем в Белорусской операции, в боях по освобождению Литвы, в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии и взятии Кенигсберга. За боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман полку было присвоено почетное звание «Неманский», и с тех пор он стал называться «Нормандия-Неман». После окончания войны Сталин подарил летчикам самолеты Як-3,на которых они сражались. Возвращение героев  на родину было триумфальным.

Позывные «Нормандия-Неман»
Всего в полку служили 13 выходцев из Ивановской области. Один из них – Валентин Огурцов. С ноября 1943-го по март 1944 года он учился на авиамеханика на аэродроме Северный, затем его направили в Тулу, где в то время базировалась  «Нормандия». Валентин отвечал за техническое состояние самолетов Як-9Т и Як-3.
   – Зимой, особенно на 30-градусном морозе, тяжело было голыми руками отвинчивать-завинчивать почти по 400 шурупов только на одной детали самолета Як-3, – рассказывает Валентин Иванович. – Руки замерзали так, что работать невозможно. Забежишь в землянку, отогреешься – и снова за шурупы. Французские офицеры нас уважали. Они видели, что мы можем ночь не спать и сделать так, чтобы к началу утреннего дежурства все было готово. Как только поступает заявка – кого-то надо сопровождать или появились немецкие самолеты, пилоты тут же взлетают. В ожидании вылета летчик сидит в кабине, читает книгу или дремлет. А мы тем временем доделываем все необходимое. Состав летчиков пополнялся, а вот механиков – нет. Не помню, чтобы новичков присылали – все время одни и те же работали. При мне в «Нормандии-Неман» техники, механики, оружейники, электрики – все русские.
   Французские летчики воевали героически. У них был сильный боевой дух,  все они являлись добровольцами и сражались за свободу Франции. Когда набрались опыта, стали асами на истребителях Як-3. В боях немцы, услышав через наушники французскую речь, говорили своим: «Внимание, в небе «Нормандия-Неман». За время войны авиаполк сбил 273 самолета. Из 97 пилотов 42 погибли.
   Особенно запомнились тяжелые бои под Кенигсбергом. Трудно было. Наш аэродром часто обстреливали. Но и вылетов было много. Смотришь, возвращается пилот и, если сделал «бочку» над аэродромом, значит, сбил вражеский самолет. Случалось, прилетали с пробоинами в плоскости. Бензобак очень часто пробивали зенитки. Снимешь его, а там шурупов мелких множество, и все надо отвернуть. Сам бак дюралевый, но покрыт резиной. В бою удобно: если прострелят, бензин быстро не вытекает, отверстие держит специальная резина, и самолет долетает до базы. Мы снимали бак и несли быстрее к сварщикам. Те обычно дюраль заваривали. Приходишь – сварщик спрашивает: «Промыли хорошо?» Мы ему: «Да, и водой, и всем остальным мыли». – «Хорошо, тогда садись на бак — буду варить».

Боевой галльский дух
   У тех, кто следил за состоянием самолетов, была двойная ответственность: за жизнь пилота и сохранность техники. Не случайно французы называли наших авиамехаников ангелами-хранителями. А общались они через переводчиков. Кстати, среди пилотов было  несколько русских, тех, чьи родители после революции 1917 года бежали из России.
   – У моего первого летчика Ива Мурье напарником был русский эмигрант, – продолжает свой рассказ ветеран. – Возвратится  Мурье из боя, напарник подробно расскажет о состоянии самолета. На моей машине под номером 16 Мурье сбил четыре немецких самолета. За каждый сбитый «мессер» я с помощью трафарета ставил крестик на борту. Мурье выдерживал большие нагрузки, он командовал эскадрильей, летал очень часто. У него начались кровотечения из ушей, но он просил не сообщать об этом. Прилетит, даст мне шлем, чтобы я отмыл кровь. Но все-таки ему пришлось по состоянию здоровья вернуться во Францию. Там его подлечили, в дальнейшем он испытывал самолеты. В 1948 году майор Ив Мурье погиб в Марокко во время тренировочного полета.
Последний герой
   Валентин остался со своим напарником-мотористом без пилота, правда, ненадолго. В январе 1945 года в Россию прибыл с последним пополнением Жорж Анри – один из самых молодых летчиков «Нормандии-Неман». С ним-то и стал работать Валентин Огурцов.
   – Анри немного говорил по-русски. Это был очень смелый, открытый, дружелюбный парень, – вспоминает Валентин Иванович. – Мы с ним быстро сдружились. Летая на новеньком Як-3, Анри одержал пять побед, три из них – в группе. Уничтожить за короткий срок 5 самолетов противника не каждому удавалось.
   Фашистский истребитель «Фокке-Вульф-190», последний из 273 самолетов, уничтоженных летчиками полка «Нормандия-Неман», сбил Жорж Анри. Немецкий  ас Люфтваффе Гюнтер Шак, имевший на своем счету 174 победы, не пострадал. А вот Жорж Анри погиб, он оказался последним погибшим летчиком полка «Нормандия-Неман».
   Случилось это 12 апреля 1945 года во время обстрела немецкой артиллерией нашего аэродрома. Все попрятались кто куда, а Анри и два его сослуживца побежали в будку, где находился телефон, чтобы сообщить о сбитом самолете. Я за рукав его держал, говорил, что не надо этого делать под обстрелом. Но они все-таки добежали до будки, и в это время прямым попаданием снаряда ее разнесло в щепки. Анри был смертельно ранен, а остальные  двое остались живы. Французского летчика хотели отправить в Москву, но он умер. Жорж Анри имел боевые награды – Военную медаль, Военный Крест и орден Отечественной войны 1-й степени. В 1953 году останки героя были перевезены и захоронены во Франции. В 2006 году я ездил в Париж в составе правительственной делегации на открытие памятника «Нормандии-Неман». Мне сказали, что за  могилой Жоржа Анри ухаживает одна старушка,  поскольку он был одиноким, рано лишился родителей.
   Во время той поездки во Францию Валентин Иванович повидался с  пилотом «Нормандии-Неман», Героем Советского Союза виконтом Роланом де ла Пуап. Этот аристократ  поднялся в русское небо в числе первых добровольцев. Старший лейтенант де ла Пуап стал одним из четырех французских летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза. Виконт де ла Пуап умер в 2012 году. Бесстрашный французский ас стал прототипом одного из героев советско-французского фильма «Нормандия-Неман».

На экране – красноармеец Огурцов
   Валентин Огурцов закончил войну в Литве, в небольшом городке Алитус. Однажды к военным приехал знаменитый актер Михаил Жаров с актрисой Людмилой Целиковской. Жаров снимал фильм «Беспокойное хозяйство». Это была его первая режиссерская работа. Михаил Иванович беседовал с летчиками, пообщался он и с Валентином Огурцовым. В закрученном сюжете фигурировали два звена истребителей – советских и французских – из полка «Нормандия-Неман». Фильм вышел на экраны в 1946 году. Каково же было удивление нашего земляка, когда он увидел на экране одного из героев по фамилии Огурцов.
   После войны Валентина Ивановича перевели в 18-й гвардейский авиационно-истребительный полк, в составе которого он в 1951 году и завершил службу на Дальнем Востоке. После демобилизации вернулся в отчий дом и, окончив Ивановский медицинский институт, работал сельским врачом в Костромской области, там женился и с семьей переехал в Ярославль. Здесь Валентин Иванович  был главным врачом клинической больницы №1, а  с 1972 года  до выхода на пенсию заведовал гинекологическим отделением областной больницы. За добросовестный труд Валентин Иванович Огурцов награжден почетным знаком «Отличник здравоохранения».
   В 2006 году бывшего авиамеханика пригласили во Францию на торжества, посвященные юбилею «Нормандии-Неман» и открытию в Ле Бурже мемориала в честь российско-французского братства. В 2010 году в День Победы в Москве Валентин Иванович был награжден орденом Почетного легиона. А в декабре прошлого года ветерана чествовали в Ярославле. В Музее истории города в торжественной обстановке Валентину  Ивановичу вручили золотую медаль «Ренессанс Франсез» –  высший знак отличия общественной неправительственной организации, созданной во Франции в 1915 году.
Зинаида ШЕМЕТОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать