15:30
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 сентября 2010

В подарок – четыре иконы

Копии четырех икон, подлинники которых находились в Успенском соборе до 1937 года, накануне юбилейных торжеств заняли свое место в заново выстроенном храме. Их показ состоялся на прошлой неделе в художественном музее.

В старом Успенском была богатая коллекция древних икон. После того как храм взорвали, большинство образов исчезло. В настоящее время известно лишь о десяти иконах из того собора, все они находятся в разных музеях страны. Четыре из них входят в коллекцию Ярославского художественного музея.
– В 2007 году, когда начали восстанавливать Успенский собор, заговорили и об иконах, – рассказывает директор музея Алла Хатюхина. –Тогда же была направлена заявка в Министерство культуры России с просьбой профинансировать создание копий икон, которые некогда находились в Успенском соборе, а теперь являются частью нашей коллекции. Министерство культуры поддержало идею, выделив на эти цели 2,5 миллиона рублей.

Оригиналы икон попрежнему будут храниться в художественном музее. К сожалению, для хрупких древних образов в храмах слишком агрессивная среда – горящие свечи, большое количество посетителей, перепады температуры не способствуют сохранности памятников древней культуры. Поэтому в Успенском соборе решено разместить копии, выполненные по традиционным технологиям иконописи.
Для копий выбрали знаковые для нашего города иконы. Одна из них – «Спас Вседержитель» – еще домонгольского периода. Ее оригинал датируется первой четвертью XIII века. Эта икона находилась в Успенском соборе возле раки с мощами святых князей Василия и Константина. К ней часто обращались верующие, пришедшие приложиться к мощам первых ярославских князей.
Второй образ – «Богоматерь Ярославская» – датирован XVI веком. Эта икона – одна из покровительниц нашего города.
– Еще две иконы, с которых написали копии для Успенского собора, также являются частью культуры Ярославля, – говорит заведующая отделом древнерусского искусства художественного музея Виктория Горшкова. – Эти храмовые образа были небольшого размера и на огромных стенах собора терялись. Поэтому в Ярославле решили создать так называемые иконы­рамки – полноценные образа со своим сюжетом.

Первая из иконрамок была написана в 1803 году для «Богоматери Ярославской». На ней изображение двух князей – Василия и Константина. Они как бы держат образ Богоматери Ярославской. Над этим образом изображен земной шар, исчерченный параллелями и меридианами. На нем явно выделяются две реки. Лишь присмотревшись повнимательнее, можно узнать Стрелку – место слияния Волги и Которосли. И над ней возвышается как символ Ярославля Успенский собор.
Вторая икона­рамка не менее любопытна. Ее оригинал был написан в конце XVIII века для еще одной заступницы города – Толгской иконы Божьей Матери. Сама по себе рамка очень интересна. На ней 44 клейма, в которых запечатлена история Толгской иконы Божьей Матери. Здесь и легенда об ее обретении, и строительство Толгского монастыря. И чудеса, творимые иконой. Например, запечатлено очень засушливое лето – тогда дождя не было до 12 июля, Петрова дня. Ярославцы отправились с иконой крестным ходом. И случилось чудо – дождь пошел, посевы были спасены, угроза голода отступила.
Четыре копии икон – подарки собору – заняли свое место накануне престольного праздника Успения, который отмечали 28 августа. А 12 сентября их прямо в Успенском соборе освятит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в наш город.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать