03:05
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 сентября 2012

В школу под конвоем

Вечерняя общеобразовательная школа №21 при исправительной колонии №1 в Очапках в этом году отмечает свое 50-летие. Эта круглая дата совпала с юбилеем директора школы Геннадия Николаевича Яблонцева, которому исполнилось 60 лет. Обязанности директора этой школы он исполняет 28 лет. Учителей и юбиляра приехали поздравить представители территориальной администрации Заволжского района и департамента образования мэрии города.

И все-таки это зона
С виду это учебное заведение ничем не отличается от обычных школ, только вот контингент учащихся особый. Здесь получают среднее образование осужденные за различные преступления, в том числе тяжкие. Трехэтажное каменное здание на территории колонии вполне соответствует современным требованиям: добротный ремонт, светлые стены, новые парты, пластиковые окна, на подоконниках цветы. В школе есть интерактивные доски, два компьютерных класса, наглядные пособия, новые учебники – все необходимое для нормальной учебы. Материально-техническая база такая, что можно позавидовать. На первом этаже расположен просторный спортзал с тренажерами, матами, удобными раздевалками и душевыми кабинками.
На окнах нет решеток, по школьным коридорами ученики могут передвигаться свободно, но о том, что это все-­таки зона, напоминают установленные повсюду видеокамеры. В классах и лаборантских их всего 18 штук. Мониторы с изображением каждого класса, коридора и туалетных комнат выведены в кабинет директора школы. На уроки школяров приводят строем, под конвоем.

Взрослые восьмиклассники
1 сентября в этой школе тоже начался новый учебный год. За парты сел почти каждый третий осужденный, отбывающий наказание в исправительной колонии. Всего здесь получают среднее образование около 500 человек. У великовозрастных учеников большие пробелы в знаниях. Бывает, что некоторые из них начинают грызть гранит науки чуть ли не с начальной школы. Таких немного, в основном это цыгане. Большинство из тех, кто попал сюда, бросили свою учебу на воле уже в 8 – 9х классах. В прошлом учебном году в 8й класс пришли 32 осужденных, в этом году число восьмиклассников составило 16 человек.
Директор школы проводит индивидуальные беседы с осужденными, не окончившими в свое время среднюю школу и не достигшими 30летнего возраста, объясняя, что каждый обязан получить среднее образование. Ученики приступают к учебе кто с охотой, а кто и со скептицизмом. Большинство из обитателей зоны значительно поднаторели в других искусствах и уроки поначалу воспринимают как пустую трату времени. Однако затем у многих меняется настрой, появляется интерес. В этом большая заслуга учителей, у них непростая миссия. Ежедневно учителя, которые работают в ИК, проходят через контрольно-пропускной пункт, слышат, как захлопывается железная дверь, лязгает затвор. Такой психологический стресс выдерживает не каждый.

От страха дрожали коленки
Преподаватель истории Татьяна Крапивина пришла на работу в школу два года назад, решила попробовать, сможет ли. Она признается, что поначалу у нее от страха дрожали коленки, пропадал голос, особенно на первом уроке. Все ученики были в одинаковых черных робах и выглядели на одно лицо. Но потом страх прошел, она поняла, что перед ней люди с трудной, исковерканной судьбой, плохой наследственностью, иногда психически неуравновешенные.
– Методы работы с учениками­-заключенными отличаются от преподавания в обычной школе,– говорит Татьяна Крапивина. – Крик и силовые методы здесь не пройдут. Агрессия лишь вызовет ответную агрессию. Часто у учеников нет мотивации к учебе, у многих плохая память, что связано в том числе и с возрастом обучающихся, отрицательным жизненным опытом. Поэтому к каждому ученику надо находить индивидуальный подход, искать ту ниточку, за которую можно зацепиться.
Учитель истории старается преподнести материал так, чтобы заинтересовать учащихся, использует больше наглядности, чтобы сделать уроки эмоциональнее. Кстати, историю и гуманитарные науки осужденные любят больше остальных предметов.

Тревожная кнопка
Особых проблем с дисциплиной в школе нет. Учителям по большей части удается находить контакт с учениками, да и подопечные относятся к педагогам с уважением. Но на всякий случай каждый учительский стол оборудован тревожной кнопкой. Многие считают, что с осужденными работать и опасно, и сложно, но в реальности навести дисциплину тут намного легче.
– Преподавать в этой школе может не каждый, на это способен лишь человек духовно зрелый, мудрый и терпеливый, – считает Геннадий Яблонцев. – Я стараюсь не брать на работу учителей моложе 35 лет. Педагогический коллектив у нас стабильный, 15 учителей, из них только двое мужчин. Каждый педагог одновременно является и воспитателем, и контролером.

Одна из лучших в районе
Программа школы №21 при исправительной колонии полностью соответствует программе общеобразовательных учреждений. Учащиеся сдают переводные экзамены, проходят аттестацию. По окончании школы каждый выпускник получает аттестат о среднем образовании. С этим аттестатом можно продолжить свое образование на воле, получить специальность. В прошлом учебном году 116 осужденных получили аттестаты о среднем образовании. Правда, учащиеся не сдают ЕГЭ. Однако при необходимости сделать это они могут уже на свободе.
Несмотря на свою специфичность, вечерняя общеобразовательная школа №21 считается одной из лучших в районе. За годы своего существования она сделала 49 выпусков, 3 тысячи 800 человек получили аттестаты о среднем образовании.
Геннадий Николаевич признается, что каждый урок 1 сентября он начинает с изучения глаз учеников. В одних отражается агрессия, в других неприязнь, в третьих равнодушие. Потом директор замечает, как понемногу теплеют эти глаза, в них появляются интерес, внимание, просыпается что-­то человечное, доброе. Главная задача учителей, которые работают в школе за колючей проволокой, наверное, и заключается в том, чтобы пробудить в своих необычных подопечных то доброе, что еще осталось в них, не дать им потерять свое человеческое достоинство. Ученики проводят в этой школе разное количество времени – кто-­то посещает ее год, а затем освобождается, кто-­то учится три – пять лет. К таким учащимся педагоги привыкают, говорят, что с ними легче найти общий язык. Педагоги верят: доброе зерно всегда прорастет, на какую бы почву оно ни упало.

Автор: Елена БАЛДИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать