Вернуть высокое предназначение
Приглашение принять участие в Российском литературном собрании было подписано Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Достоевским...Естественно, не самими великими классиками, а их потомками: Александром Александровичем Пушкиным, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, Владимиром Ильичом Толстым, Дмитрием Андреевичем Достоевским, Александром Михайловичем Шолоховым, Еленой Владимировной Пастернак и вдовой Александра Солженицына Натальей Дмитриевной Солженицыной.
«Во все времена, начиная от новгородских берестяных грамот и «Слова о полку Игореве», во все исторические эпохи литература играла особую роль в жизни России, составляла ее безусловную, неоспоримую славу и гордость, – говорилось в приглашении. – Еще совсем недавно наша страна считалась одной из самых читающих в мире. Наша литература всегда была лучшим послом доброй воли и самым верным средством объединения людей всех стран и континентов.
Реформы в системе образования, жестокие рыночные законы в издательской деятельности, идейные и имущественные распри в писательской среде, утрата естественных многолетних связей с литературными соседями – все это отодвинуло литературу далеко на обочину общественной жизни…»
Для откровенного разговора о том, как выправить ситуацию, вернуть литературе, чтению, книге, слову их высокое предназначение, 21 ноября в столичном Университете дружбы народов состоялось Российское литературное собрание. На мероприятие были приглашены писатели, переводчики, филологи, учителя литературы, работники литературных музеев, книгоиздатели и библиотекари.
Не обошел своим вниманием собрание и Президент РФ Владимир Владимирович Путин. В своем выступлении он отметил, что давно не собирался такой форум, где каждый имеет прямое отношение к книге. Вместе с этим президент упомянул, что Россия больше не может считаться самой читающей страной в мире, у россиян упал интерес к книге. По статистике на чтение у среднего взрослого человека уходит не более девяти минут в день, что связано с развитием цифровых технологий. Путин предложил подумать над созданием долгосрочной программы поддержки отечественной литературы и объявить 2015 год в России годом литературы.
Первая часть Российского литературного собрания проходила в формате секционных заседаний. Любой участник мог выбрать ту секцию, где обсуждались волнующие его проблемы. Я выбрал ту, где поднимались вопросы современной прозы. Мне представилась возможность «вживую» увидеть и послушать писателей, которых раньше я знал только по книгам: Валентина Распутина, Юрия Полякова, Руслана Киреева, Валерия Попова, Петра Краснова, Сергея Шаргунова. Разговор на секции шел о соотношении литературных жанров, проблемах самовыражения и мастерства, связи поколений. Одни писатели полагали, что наше смутное время достойно выражения только в трагедии или жесткой сатире, другие напоминали, что литература перестала быть выразителем мыслей и чаяний простых людей, третьи говорили, что писатель за свое творчество отвечает только перед Господом и опасности для русской литературы нет.
Наталья Дмитриевна Солженицына обратила внимание собравшихся на то, что страна лишается нравственных ориентиров. При расколе, который происходит в обществе, о нравственности и сострадании смогут рассказать детям только Толстой и Достоевский.
Учитель литературы Сергей Волков посетовал, что вместо преподавания любимого предмета и чтения книг учителю приходится заполнять тонны бумажек, которые от него требует начальство. «Сегодня я не могу сказать: откройте тетради, – заметил Сергей Волков. – По новым стандартам я должен сказать: откройте свое рабочее поле».
Писатель Игорь Волгин, говоря о том, что стране грозит духовный Чернобыль, вспомнил такой случай. После того как студент на экзамене не ответил, когда умер Лев Толстой, преподаватель задал наводящий вопрос: «До 1917 года или после?» Студент сказал: «После». – «И как он принял советскую власть?» – «Принял», – был ответ. А Лев Николаевич умер в 1910 году. Другой студент не смог даже ответить на вопрос, в каком году была война 1812 года.
Олег ГОНОЗОВ
Фото автора
Комментарии