10 августа 2016
Владимир ЖЕЛЬВИС: Обнимитесь, миллионы!
4 августа свой 85летний юбилей отметил доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных литератур и языков ЯГПУ Владимир Жельвис. Сейчас Владимир Ильич готовит к публикации новую книгу «Обнимитесь, миллионы!». О ней – беседа с автором.Птицы и тюлени
– Владимир Ильич, откуда такое название – «Обнимитесь, миллионы!»?– Это цитата из «Оды к радости» Шиллера, Бетховен использовал ее в своей знаменитой 9-й симфонии. Смысл, мне кажется, ясен: довольно множить ненависть народов друг к другу, мы все хотим одного: мира, добра, личного счастья и возможности умереть в собственной постели, а не на поле боя или под бомбами, как мирные жители в Сирии. «Обнимитесь, миллионы!» развивает идею моей книги «Мы одной крови, ты и я!», которая десять лет назад вышла в издательстве Ярославского педуниверситета.
– В книге вы делите все народы на «тюленей» и «птиц». В чем суть такой классификации?
– Это не я их так делю, а английский исследователь Броснахан. «Тюлени» – народы коллективистские, вроде русских и многих восточных. Вспомните картинку тюленей, греющихся на скалистом берегу. Они лежат, тесно прижавшись друг к другу, им так теплее и безопаснее. Русские крестьяне селятся деревнями, где избы стоят рядышком, потому что знают: случись что, тебе всегда помогут соседи, даже если время от времени ты с ними ссоришься. Помните песню: «Мы чувствуем локтем друг друга»? Городские русские сохранили эту крестьянскую привычку.
А вот народы Запада в большинстве – «птицы». Представьте себе стаю птиц одной породы, сидящую на дереве: они все вроде бы вместе, но каждая – на своей веточке, сохраняет свою независимость. Тут каждый борется за место под солнцем, помощь оказывается только в самом крайнем случае.
Какой образ жизни лучше, сказать сложно: наш коллективизм порой приводит к иждивенчеству, привычке полагаться на других, западный – к одиночеству, ощущению, что ты никому не нужен.
Разумеется, такое деление условно. Не существует ни чистых «тюленей», ни чистых «птиц», у всех народов есть черты и тех, и других, иначе им не выжить. Но все-таки какие-то черты преобладают.
– Что прежде всего влияет на формирование национального характера? Религия? История войн? Культурно-философские воззрения, менявшиеся на протяжении веков? Язык?
– Все это сразу. Для формирования русского национального характера православие сыграло огромную роль, и очень жаль, что эта роль сейчас уменьшилась. Правда, тут стоит задуматься: православие создало русский характер или русский характер подобрал себе именно такую ветвь христианства? А вообще, на формирование национального характера влияет все, даже рельеф местности, просторы территории…
– Наблюдается ли в последние годы постепенное «оптичивание» нас? Употребление выражений «Это не мои проблемы», «Каждый сам за себя» уже прочно вошло в наш лексикон...
– Да, безусловно, сегодня русский национальный менталитет испытывает сильнейшее влияние западного образа мышления. Мы теряем привычку держаться друг за друга. Что очень печально.
Русский русскому рознь
– Каков, на ваш взгляд, характер русских? Можно ли говорить о едином типе, или все-таки все мы разные?– Конечно, разные. На нас влияет не только место, где мы живем, но и социальные отношения. По-разному воспринимают мир рыбак и священник, офицер и фельдшер. И все же есть основание говорить о том, что в самом главном они мыслят одинаково, коль скоро они живут в пространстве русской культуры, русского образа жизни.
Ну а какой он, русский характер, – об этом в одном интервью не скажешь. Мне в этом плане очень нравится серия книг Бориса Акунина «История Российского государства». Главное событие здесь – татаро-монгольское завоевание, плоды которого мы пожинаем и сегодня. В первую очередь это предельная концентрация власти в руках небольшой социальной группы и убежденность, что мы – маленькие люди, за нас все решают другие.
– Сейчас появились такие модные понятия, как «духовные скрепы»…
– Я терпеть не могу разговоры про «духовные скрепы», от них за версту разит фальшью и демагогией.
– Выделяется ли среди всех русских ярославский характер?
– Я подозреваю, что разговоры про ярославский характер устарели. Сегодня очень мало кто может похвастать, что его предки хотя бы в трех-четырех поколениях – коренные ярославцы. События жестокого ХХ века перемешали всех нас, советская власть физически уничтожила ярославское дворянство, купечество, офицерство, а от расторопных мужиков после уничтожения лучших земледельцев (кулаков) остались не самые старательные.
Что до «столицы демократии», то это тоже в большой степени миф. Хотя верно и то, что иногда ярославцы все-таки показывают характер и слишком унижать себя не позволяют.
Одной головой на запад, другой на восток
– Почему в России часто оглядываются на Запад? Например, нередко звучит, что «Запад нас ненавидит». Отчего именно с Западом мы себя сверяем, а не с Китаем или Арабскими Эмиратами, например?– На Запад мы оглядываемся, потому что нам очень не хочется признать себя восточной страной. Недаром говорят, что русский двуглавый орел смотрит одной головой на запад, а другой на восток. Мы и в самом деле и те, и другие. А что касается уверенности, что все нас хотят уничтожить, то это плоды отвратительной пропаганды, льющейся из телевизора. Запад занят своими проблемами и мало думает о нас. Хотя, на мой взгляд, он нас боится и старается себя как-то обезопасить. С Китаем дружить, конечно, не плохо бы, но не стоит забывать, что на каждого россиянина приходится где-то около десяти китайцев, так что дружба тут какая-то странная. Еще недавно Китай называл Россию (СССР) старшим братом, а теперь зовет младшей сестрой.
– На ваш взгляд, почему на Западе сильнее принадлежность к определенной местности, чем к национальному государству? Граждане Италии ощущают себя как сицилийцы, неаполитанцы, тосканцы, граждане Германии – как баварцы?
– Не следует забывать, что Германия и Италия образовались как цельные государства только в XIX веке, так что центробежные силы там по-прежнему сильны. Но дело не только в этом. На Западе принято гордиться своим родным гнездом, особенностью произношения, одежды и тому подобным. Ярославцы же стесняются «оканья» и, попав в другие города, спешат от него избавиться, чтобы, не дай Бог, не сочли деревенщиной. А между тем окающий говор очень красив и музыкален.
Что же касается отношения с соседними национальностями на Западе, то там все очень по-разному, но в целом принято уважать чужие народы.
– У нас идет активное продвижение западных ценностей, таких, например, как демократия, толерантность. Восточные, арабские, буддийские, китайские ценности не пользуются таким «спросом»…
– Западные ценности нам просто ближе духовно, чем восточные. Но и восточные, в общем-то, понятны. А не продвигаются они потому, что восточная психология вовсе не стремится куда-то продвигаться, она очень спокойна: кто хочет, тот воспримет, не хочет – подождем, нам торопиться некуда, мы мыслим тысячелетиями. Когда Киссинджер спросил Чжоу Эньлая, что он думает о Великой французской революции XVIII века, тот ответил, что не может ничего сказать, так как прошло слишком мало времени.
Поделись улыбкою своей
– Представители «птиц» – европейцы, американцы – охотно откликаются на участие в общих социальных делах: благотворительности, сборе гуманитарной помощи, волонтерстве, записываются в огромное количество клубов по интересам.– Мой американский друг, довольно состоятельный человек, сказал: «Бог дал нам так много, что мы чувствуем необходимость отдать часть другим». Это особенность протестантской этики, о которой здесь говорить не хватит места. Они там все равно «птицы», но ведь и птицы, когда необходимо, объединяются и прогоняют коршуна. Прогонят, а потом снова рассаживаются по своим веткам.
Клубы по интересам – другая статья. «Птицам» все-таки нужно общение, выдержать полную изоляцию не могут даже они. Вот и ищут способы встретиться хотя бы на короткое время.
– Говоря о разнице в оценке одного и того же явления, часто приводят в пример улыбку. Нас, русских, часто упрекают в суровости только потому, что мы не улыбаемся постоянно…
– Роль улыбки – разная в разных странах. Мы улыбаемся, когда нам что-то или кто-то нравится, а на Западе улыбка – показатель хорошего отношения к человеку: «Я к вам хорошо отношусь и рассчитываю на взаимность». Поэтому можно и даже нужно улыбаться чаще, в том числе при взгляде на незнакомого человека.
– Нужно ли изучать национальные привычки разных стран перед путешествием? Или достаточно выучить несколько слов, таких как «здравствуйте», «спасибо», «до свидания»?
– В вашем вопросе и содержится ответ. Для турпоездки на недельку достаточно пары вежливых фраз, а чтобы подружиться и больше узнать, «как там у них», надо серьезно готовиться. Как правило, на Западе никто с иностранцами особенно не церемонится, и если вы будете что-то из себя изображать, вас быстро поставят на место.
– На издание книги вы объявили сбор средств через Интернет. Как идет процесс? Когда планируете издать книгу?
– Сбор средств идет благополучно. Но, конечно, если удастся собрать денег побольше, можно будет подумать о твердом переплете и иллюстрациях. Пока о них говорить не приходится. Выход книги планируется на эту осень.
Автор: Ольга Скробина
Другие новости раздела «Общество»
Общество
17 апреля 2024
Ярославцы смогут оформить Карту жителя Ярославской области
Общество
17 апреля 2024
Ярославские студенты провели экскурсию по улице Андропова
Общество
17 апреля 2024
Для ликвидации пробок в Ярославле пообещали открыть движение по резервному съезду с Юбилейного моста на Тутаевское шоссе
Общество
15 апреля 2024
Объявили о подорожании проезда в общественном транспорте Ярославля
Общество
16 апреля 2024
Ярославна продала автомобиль и перевела деньги «на безопасные счета»
Общество
16 апреля 2024
В мае начнут укладывать новые трамвайные пути в Ярославле
Комментарии