13:25
четверг,
7 ноября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 июля 2016

Власть Сети или Сеть во власти?

Сегодня многие представители власти ведут аккаунты в соцсетях. Кто­-то делает это сам, а за кого­то аккаунты ведут сотрудники пресс­служб. Тренд на открытость – это не просто дань моде, но еще и возможность довести до людей нужную информацию. Это особенно важно, учитывая, что  рынок региональных печатных и электронных СМИ довольно сильно сжался в последнее время,  а зондировать общественное мнение, узнавать, что волнует ярославцев, необходимо.
1 / 3

Встречают по аккаунту

– Если тебя нет в соцсетях, ты не существуешь! – убежденно доказывала мне одна моя знакомая. На все мои возражения, что не приемлю Интернет – смакование с обнародованием на весь земной шарик того, что я ела на завтрак и где провела отпуск, она только крутила у виска. Меня нет, и все тут! А та фигура, которая с ней общается в реале, не более чем иллюзия.

Такое отношение к соцсетям давно стало устоявшимся. Пожалуй, пора перефразировать старинную поговорку «встречают по одежке» на новую: «встречают по аккаунту в Фейсбуке». А провожают? Наверное, тоже по нему. Ну или по аккаунту в Инстаграмме.

Давно уже те, кого именуют «рычащие эйчары» вместо привычных с советских времен «кадровичек», внимательно изуают в соцсетях профили потенциальных сотрудников. И каждый пытается выяснить то, что нужно ему. Для одних важна активность, по которой можно составить мнение о пристрастиях и привычках будущего работника. Для других, наоборот, высокая активность – повод отказать кандидату в сотрудники. Дескать, он и на рабочем месте будет не делом заниматься, а «постить» котиков или ругать власть. Последнее, как вы понимаете, под особым вниманием. Вряд ли работодатель захочет связываться с оппозиционными, агрессивными настроениями своих работников. Во всяком случае, приверженность государственности во все времена и во всех странах приветствуется больше.

Скромность украшает

Теперь о самой власти в соцсетях. Все чаще и все активнее представители власти проявляют себя в социальных сетях. Тренд задал Дмитрий Медведев, будучи Президентом России. Он создал аккаунт в Твиттере и других соцсетях. С тех пор считается, что власть стала открытой для общества.

– Какой-то общей федеральной установки на присутствие представителей органов власти в соцсетях нет, этот вопрос отдан на усмотрение региональной власти. У нас же каждый руководитель сам принимает решение, в какой степени и как именно он проявляет себя в блогосфере, – комментирует пресс-секретарь губернатора Александр Шиханов. – Но каждый из руководителей при этом должен быть честным. Если он ведет блог от своего имени, то должен это делать самостоятельно, не прибегая к услугам помощников, которые будут имитировать присутствие в соцсети.

В качестве примера Александр Шиханов приводит позицию Сергея Ястребова. Глава области принял решение не вести личные странички в социальных сетях. По этой причине, например, на странице губернатора в Фейсбуке есть пометка: «На странице публикуется информация о губернаторе Ярославской области. Страница ведется командой Сергея Ястребова».

И действительно, на страничке перепечатки сообщений с сайтов http://yastrebov.ru/ и http://www.yarregion.ru. Страничку Сергея Ястребова в Фейсбуке как понравившуюся отметили 1675 человек. Будем считать, что это и есть аудитория главы региона.

5 тысяч друзей?!

Абсолютно противоположный подход к присутствию в соцсетях у председателя регионального правительства Александра Князькова. Любой, кто зайдет на страничку Александра Львовича, сможет узнать о том, что учился он в школе № 49, изучал технологию основного органического и нефтехимического синтеза в Ярославском политехническом институте, работал генеральным директором в ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». Все сообщения написаны от первого лица, с использованием глаголов, подчеркивающих субъективность мнения. «Сегодня оценил ход выполнения мероприятий регионального проекта «Обустроим область к юбилею» в Большесельском муниципальном районе… Главным итогом поездки считаю то, что мы пришли к соглашению по реконструкции стадиона в Большом селе…» – пишет Александр Львович.

На страничке множество фотографий, правда, к жанру селфи их при всем желании отнести невозможно. Вот председатель правительства, строгий и при галстуке, совершает обход объектов, говоря казенным языком, в «ходе рабочего визита». А есть и видео – продолжение проекта «Князьков онлайн», когда Александр Львович, неторопливо прогуливаясь с милой барышней – главным редактором одного из телеканалов, отвечает на вопросы, поступившие от ярославцев.

В «друзьях» Александра Князькова 5000 пользователей Фейсбука – максимальное количество, разрешенное администрацией facebook.com, 525 – в подписчиках.

Среди членов правительства Ярославской области активную жизнь в соцсети ведут заместитель губернатора Юрий Бойко и заместитель председателя правительства Наталья Шапошникова. Наталья Витальевна кроме сообщений о «рабочих визитах» размещает еще и федеральные новости из сферы ЖКХ, иногда сопровождая небольшим комментарием: «Среди участников долевого строительства станет меньше обманутых!» – радостно пишет свое мнение о новости с сайта Минстроя.

Юрий Александрович уделяет чуть меньше внимания рабочим моментам. У него в приоритете личная жизнь. Любой посетитель его странички может порадоваться за то, что он отлично провел время с семьей в поездке, или огорчиться с Юрием Александровичем за не слишком радостный результат футбольного матча.

Город в Фейсбуке

У исполняющего обязанности мэра Ярославля Алексея Малютина свой подход к ведению странички в Фейсбуке. Можно узнать информацию о школе, в которой учился, о предыдущем месте работы, то есть о том, что прежде он был председателем муниципалитета Ярославля шестого созыва. Большинство сообщений – о рабочих моментах деятельности и.о. мэра. Сейчас, в июле, в основном это инспекция ремонтно-дорожных работ, дворов, и по этой теме много интересных фотографий, которые выкладывает он сам. Более обширную информацию размещают коллеги из пресс-службы, и это понятно: где взять время на соцсети?! На странице немало конкретных обращений пользователей Фейсбука: там люки парят, там газоны не в порядке. Ответы короткие: посмотрим, проверим. Судя по тому, что нет повторных обращений, и.о. мэра и в Фейсбуке слов на ветер не бросает. Кстати, в решении конфликтной ситуации вокруг ремонтных работ на Московском проспекте большую роль сыграл Малютин как пользователь Сети: сам ездил ночью, контролировал работы, снимал и фото выкладывал в Сеть. Да такие профессиональные получались фото, что некоторые интернет-издания их репостили.

У Алексея Малютина в соцсети 3232 друга.

А вот у заместителей мэра соцсети пользуются меньшей популярностью. Самые активные пользователи – Вячеслав Гаврилов и Елена Новик, которые иногда размещают сообщения о тех мероприятиях, в которых участвуют. Не удалось обнаружить аккаунты у Николая Степанова, Елены Волковой.

Пусть чиновники напишут…

– Я бы сказал, что присутствие в соцсетях для политиков, представителей власти – это поколенческий выбор, – размышляет Александр Шиханов. – Ведь в целом активнее ведут свои странички представители более молодого поколения, чем те, кто постарше. В этом смысле представители власти ничем не отличаются: те, кто помоложе, более активны в соцсетях. Не вижу также проблемы и в том, что представители власти выкладывают фотографии или пишут сообщения, касающиеся личной жизни. Ведь у руководителей, как и у любого из нас, жизнь не сводится к одной лишь работе.

– Тренд на присутствие политиков в соцсети очень хороший, он не просто позволяет задавать напрямую вопросы, но и дает понять пользователям, что во власти те же люди с теми же проблемами, – считает и.о. начальника отдела информации муниципалитета Ярославля Андрей Моргунов.

Андрей Моргунов подчеркивает, что соцсети – это также отличный канал связи политиков с избирателями. Где как не там можно обратиться со злободневным вопросом, потребовать ответ или решить проблему. А поскольку соцсети – это публичное пространство, то избирателям сразу станет понятно, каково отношение представителей власти к людям: то ли они настроены на решение проблем, то ли – в лучшем случае – делают популистские заявления, то ли – в худшем – просто врут и уклоняются от прямых обязанностей.

Но насколько присутствие власти в соцсетях важно для простых ярославцев?

– У меня двоякое к этому отношение, – признается ярославна Елена Колыванова. – С одной стороны, такая публичность попахивает дешевым популизмом – дескать, вот я не в кабинете штаны протираю! А с другой – пусть хоть так, лишь бы решение проблем сдвинулось с мертвой точки.

– А мне бы хотелось видеть на страничках представителей власти и их личное отношение к происходящему. Не просто отчет «я побывал там-то», но и какие-то более глубокие сообщения, с анализом принимающихся законов, различных нормативно-правовых актов. Так хочется, чтобы доступным языком объяснили, что нас ждет, – рассуждает Иван Трифонов.

– У нас на местном уровне в соцсетях все-таки есть небольшой перекос в сторону дорожно-транспортной тематики. Но мне не хватает подобного и столь же подробного освещения деятельности со стороны представителей образования, медицины, социальной сферы. Пусть чиновники напишут, что будет в этих сферах, – требует Екатерина Стрельникова.

Конечно, нельзя требовать от руководителей постоянного присутствия в Сети, работать будет некогда. Даже такой большой любитель Фейсбука, как Игорь Блохин, который будучи депутатом муниципалитета, выкладывал на своей странице постоянно и много разной информации, теперь не столь рьяный участник сетевых дискуссий. И тем не менее заглядывать в сети весьма полезно: вряд ли где еще возможно буквально за несколько секунд охватить такой разнообразный спектр общественного мнения. Стоило, например, Игорю Блохину поделиться информацией о том, что Сан-Франциско в знак любви к горожанам и гостям дарит сердца, и предложить нечто подобное сделать в Ярославле, как мигом полетели комментарии. Одни просят сначала дороги сделать, а потом уже сердца выставлять, другие – тротуары. Ну а руководителю регионального Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов, активному депутату муниципалитета и пользователю соцсетей Олегу Ненилину эта идея понравилась. Опять же только соцсети дают возможность проследить, кто с кем дружит из «сильных мира сего», кто кого «лайкает», кто чем дышит и какие планы вынашивает. А все вместе это позволяет сделать выводы – как населению, так и руководителям. И если требуется, подкорректировать стратегию нашего общего развития.
Автор: Людмила Дискова
ФОТО с www.facebook.com

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать