Водоросли для коров и качков
Ярославские ученые впервые в условиях нашего северного климата вырастили уникальные хлореллы. Хлорелла – невидимые невооруженным глазом водоросли, без микроскопа их и не углядишь. Зато по питательности малютка не уступает мясу и значительно превосходит пшеницу.Если в пшенице содержится 12% белка, то в хлорелле его более 50%. Питательная ценность хлореллы в 2 раза выше, чем у соевого белка, – 1 кг хлореллы по пищевой ценности равен 4 – 5 кг сои. Добавляя ее в воду для коров, можно добиться потрясающих результатов.
Зеленый лекарь
Чудо-водоросль полезна и для людей. Она благотворно влияет на иммунную систему, помогает залечивать язвы, раны, очищает организм и устраняет канцерогены из крови, прежде чем они смогут нанести вред. Это делает хлореллу мощным профилактическим средством против рака. Она входит в состав многих косметических средств, а бодибилдеры принимают ее для мышечного роста и сжигания жира. Удивительная водоросль помогает от артрита и даже… от похмелья.
Только растет этот «зеленый лекарь» преимущественно в прудах стран с теплым климатом – Китая, Японии, Тайваня, Филиппин. В Европе дальше всего в выведении хлореллы продвинулась Чехия. Ее даже используют как приманку для туристов – в известном ресторане в городе Ческе Будеевице посетителям предлагают меню из 200 «водорослевых» кушаний. Супы, бифштексы, национальные блюда… Водоросли входят и в состав майонеза, добавляются к творогу и другим продуктам. В нашей стране «зеленого друга» как пищевую и кормовую добавку выводят в открытых солнечному свету водоемах теплых южных регионов – в Волгоградской, Пензенской и Самарской областях. Наша область – край северный, и здесь сроду о таком чуде не слыхивали.
Ученые с коммерческой жилкой
Малые инновационные предприятия стали появляться в России в конце первого десятилетия этого века. Им ставили задачу не «купи-продай», а разрабатывай и внедряй технические или технологические инновации. Поэтому большая часть МИПов создается при вузах, это помогает студентам не уходить после окончания учебы в менеджеры по продаже всего и вся, а оставаться в науке.
Алена Богданова училась на третьем курсе Ярославской сельхозакадемии, когда увлеклась хлореллой. Девушка стала ее исследовать и получила престижный грант «Умник». Окончив вуз, пошла учиться в аспирантуру к своему дипломному руководителю Екатерине Флеровой. Они решились создать МИП «Биостатика». За две недели собрали все документы и зарегистрировали предприятие. Академия выделила помещение, в работу включились еще два человека с инженерного факультета – аспирант Никита Суховский и его руководитель профессор Владимир Шмитель. И не успело предприятие «встать на ноги», как тут же получило миллион рублей.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере поддерживал МИПы при помощи общефедеральной программы «Старт» на конкурсной основе. Ярославцы стали победителями конкурса. Их решение было простым до гениальности. В биореакторе, где растет хлорелла, стояли обычные ртутные энергосберегающие лампы, заменявшие водорослям солнце. Их излучение не очень подходило тонко чувствующим одноклеточным. Лампы быстро нагревали воду, их нужно было выключать. Инженеры из МИПа заменили ртутные светильники на фитолампы и автоматизировали процесс. Теперь приборы сами отслеживали уровень освещения, нагрев воды и включали-выключали лампы без участия человека. Себестоимость производства хлореллы снизилась. Еще «биостатисты» придумали пропускать через биореактор электрический ток. Это дало невиданные результаты: урожай удвоился и стал созревать намного быстрее. Ярославцы вышли на второй этап и решили добавлять в хлореллу йод. Для нашей области, испытывающей дефицит йодсодержащих продуктов, это очень важная новация, особенно если йод будет изначально содержаться в молоке и мясе. Но второй грант получить оказалось гораздо сложнее. Нужно было не только научной новизной блеснуть, но и найти инвестора, который пожелал бы вложить в разработки МИПа два миллиона. Бизнес-ангелом стал генеральный директор одного из рыбинских холдингов Игорь Варатков.
– Мы ведем спонсорскую программу для инновационных предприятий. В ней два этапа – на первом помогаем зарегистрировать МИП, а на втором выделяем по два миллиона рублей на дальнейшие разработки. Наша задача – найти предприятия, продукты которых могут дать быструю коммерциализируемость в любой сфере деятельности, даже если она не связана с нашим основным профилем. Наше предприятие производит трубопроводную арматуру, но 5 МИПов, с которыми мы сотрудничаем, далеки от этого. Одно делает приборы для анализа крови, другое очищает артезианскую воду. «Биостатика» вообще связана с сельским хозяйством, – сказал Игорь Варатков.
Там же, в Рыбинске, нашли ферму, которая занимается растениеводством и животноводством, и вместе начали изучать влияние раствора с хлореллой на организм крупного рогатого скота. Ее стали давать коровам вместе с водой.
Уже через месяц приема хлореллы увеличилась жирность молока. Кроме того, в организме коров есть клетки, которые, как стражники, реагируют на опасность. Попадает инфекция – эти клетки тут же стремятся нейтрализовать ее. У здорового животного «стражей» 200 тысяч, а у коров, принимавших хлореллу, – 140 тысяч. Это означает, что иммунитет вырос, организм теперь справляется меньшими силами.
Испытано на добровольцах
В ближайших планах ярославских ученых из «Биостатики» – начало продаж готового продукта или реактора. Если у сельхозпредприятия уже есть биореакторы и оно может выращивать хлореллу, то ему будут продавать технологию производства. А это не только возможность получить три миллиона на третьем этапе гранта «Старт», но и новые рабочие места, прибыль для внедряющих, новые технологии.
– Мы даже изучаем хлореллу как биологически активную добавку для людей. Надеемся, что сможем производить пищевые добавки. Набрали группу добровольцев, и они пьют ее регулярно. Разные люди – от активных спортсменов до худеющих и пенсионеров. Я сама и мой муж пьем суспензию хлореллы, – говорит Екатерина Флерова.
Удивительно, но контактов с ярославскими предприятиями у МИПа сельхозакадемии пока нет. Бизнес в Ярославле достаточно неповоротлив, он не понимает, что перспективных студентов надо отслеживать еще на уровне курсовых работ. Но потихоньку ситуация меняется.
– Сейчас у нас в городе зарегистрировано 59 МИПов. Недавно в ЯрГУ прошел «круглый стол», в котором принимали участие городские и областные власти, представители МИПов. Познакомились, обсудили, что можем предложить друг другу. Договорились использовать как площадку для сотрудничества городской совет в области развития малого и среднего предпринимательства, куда входит много ярославских предприятий. Ведь МИПы могут использовать производственные площади разных предприятий города! Но для этого все стороны должны знать о нуждах друг друга. А предприятия, вкладывая в развитие инвестиционных компаний «длинные» деньги, должны понимать, что это, конечно, риск, но в то же время и возможность получить большие прибыли. Если на рынке благодаря сотрудничеству с
МИПом появится совершенно новый продукт, которого нет ни у кого, это большие деньги, – рассказывает начальник отдела содействия развитию малого и среднего предпринимательства мэрии Ярославля Сергей Кукушкин.
Разумеется, одними «знакомствами» помощь городских властей не ограничивается.
– Одно из направлений финансовой поддержки – субсидия на создание малого инновационного предприятия. Если не прошло 18 месяцев с момента его регистрации, то люди вправе получить 50% затраченной на открытие суммы, но не больше 500 тысяч рублей. Пока у нас получило компенсацию только одно предприятие. Но в мэрии есть много программ, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, и инновационные компании тоже могут в них участвовать. Например, мы выдаем деньги на покупку оборудования. Компенсируем затраты на получение патентов на изобретение. Выплачиваем субсидии организациям, которые предоставляют свои площади в аренду МИПам. Выдаем субсидии и предприятиям, которые используют энергосберегающие технологии, – продолжает Сергей Кукушкин.
Самому вузу тоже выгодно помогать МИПам. Учебное заведение получает прибыль от проектов МИПов, а государство финансирует их научные исследования. В вузе идет научная работа, возрастает индекс цитируемости работ студентов и преподавателей. Это привлекает новых студентов и финансирование. Молодые люди не уходят в продавцы и охранники, а остаются в науке. Ученые получают дополнительный заработок от занятия любимым делом.
– Зачастую молодые ученые уходят из науки, поскольку она не может заинтересовать ни зарплатами, ни уровнем исследований – во многих вузах нет современного оборудования. Люди после окончания учебы уходят в другие сферы. Мне повезло, вначале был грант «Умник», потом МИП, я могу заниматься любимым делом, – делится радостью Алена Богданова.
Комментарии