03:59
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 марта 2017

Возьми меня за руку, или Как вырастить вундеркинда

9­летнего Илью Раевского называют вундеркиндом, юным талантом и одаренным ребенком. Мама мальчика Алла Владимировна считает, что независимо от наследственности вундеркинда может вырастить любая семья. Так ли это?

Гений из села Ильинского

С Ильей Раевским я встретилась в Центральной детской библиотеке имени Ярослава Мудрого, где собрались маленькие читатели. Встреча так и называлась «Юный талант в гостях, или Портрет-шоу с Ильей Раевским».

Слава пришла к мальчику 14 апреля 2016 года во время прямой линии с Владимиром Путиным. Илья через Интернет поинтересовался у президента, почему из-за маленького возраста его не берут в лагеря для одаренных детей «Артек» и «Сириус». Ведь когда ему исполнится четырнадцать, интерес к лагерям может пропасть.

Ответ Илья сразу не услышал: его укусила большая собака, рана болела, и они с мамой спешили в больницу.

– Да я и не очень удивился, просто не понял, что случилось, – вспоминает Илья. – Но пока мама шла к компьютеру посмотреть, что происходит, ей уже позвонили со ста телеканалов.

Президент ответил на вопрос Ильи, пообещав исправить ситуацию. С тех пор Илья побывал и в «Сириусе», и в «Артеке». 2 июня 2016 года мальчика аккредитовали на конференцию Sturtup Village в Сколково, на бейджике напечатали: «Илья Раевский, студент, молодой ученый».

Одним словом, встреча в детской библиотеке лишь эпизод бурной общественной жизни вундеркинда.
Поначалу кто-то из собравшихся встретил Илью неприветливо.

– Он умнее нас! – выкрикивали школьники. И слышалась в их возгласах и досада, и даже агрессия.

Но рассказ о достижениях одаренного мальчика утихомирил собравшихся. Илья Раевский живет в селе Ильинское Ярославского района в большой семье: папа, мама, старшая сестра, ее супруг, их ребенок, четверо приемных детей. Илья учится в обычной школе села Пестрецова. Но в свои девять лет он учится в 6-м классе, а химию проходит с 8-м! Читать по-русски Илья начал в три с половиной года, по-английски — в четыре с половиной. В 1-м классе мальчик проучился неделю, во 2-м — четверть, к концу первого года обучения окончил три класса и перешел в четвертый. Больше всего Илье нравится химия. Еще он увлекается робототехникой и 3D-моделированием. На встрече в библиотеке Илья показал химическое шоу, сделанные на 3D-принтере вазы, шахматные фигурки, автопортрет. Продемонстрировал полученного в подарок на Новый год робота-конструктора. Мальчик собрал и запрограммировал его за неделю, и теперь робот развлекал юных ярославцев выполнением разных команд.

– Покажи кунфу, – просил Илья, и робот энергично двигал пластиковыми руками.

– Танцуй! – робот проделывал что-то вроде брейк-данса.

– Пойдем со мной!

– Замечательная идея, – отвечал робот. – Возьми меня за руку, я пойду с тобой.

Буду великим химиком

А потом, по-ученически сложив руки, Илья сидит за столиком и ведет со мной незамысловатую – ребенок все же – беседу.

– Илья, ты знаешь, что тебя называют вундеркиндом?

– Да, знаю. Но считаю себя обычным ребенком. Я как все.

– Но ты видишь свое отличие от других детей?

– Вижу. Но в чем, точно сказать нельзя.

– Кем ты себя мыслишь в будущем?

– Великим химиком. Буду работать в Сколково, создавать топливо для ракет.

– Твоя популярность вызывает у тебя чувство гордости?

– Нет. Особых чувств не вызывает. Мне кажется это нормальным.

– А если она исчезнет, будешь расстраиваться?

– Немного да.

– Что бы ты пожелал своим сверстникам?

– Чтобы они хорошо учились. Тогда, возможно, они встанут наравне со мной...

Формула таланта

Кроме учебы больше всего на свете Илья любит свою маму Аллу Владимировну – бывшую учительницу начальных классов, экономиста в фирме мужа. Сейчас Алла Раевская пишет книгу о том, как воспитать вундеркинда, в ней она собирается откровенно рассказать о своих жизненных перипетиях.

– Муж старше меня на 15 лет, – говорит она. – Семь лет детей у нас не было. Потом за год до рождения Илюши у нас умерла девочка. Я чувствовала, что детородный возраст уходит, плакала, спрашивала Бога почему? Появился Илья – подарок для нас с мужем. У моего супруга Юрия Дмитриевича четверо детей от первого брака. Он бывший автогонщик, потом бизнесмен, у него есть мастерская, шиномонтаж. Первым детям доставалось не слишком много внимания. А с Илюшей у него сложились особые отношения. Когда Илья родился, муж взял его на руки, слышу, он поет ему революционную песню. Этого ребенка папа пестует с первого дня жизни и балует...

Когда Илюше было 24 дня от роду, умерла моя мама. Она поехала в Москву на плановую операцию. Как сейчас вижу ее на пороге – красивую, молодую, в розовой кофточке со стразами. Когда ее привезли в гробу, жить мне не хотелось. Если бы ребенок был большим, я бы, может, и не осталась… Чтобы отвлечься, пока Илюша спал, листала журнал с вышивками ришелье. Подумала, если увеличить да перевести на твердое. Пошла в гараж, взяла лобзик, начала пилить. Запах дерева успокаивал. Вот так пока малыш спал, я часами пилила. Выпилила беседку, мостик. Пошли заказы на наличники для окон. Мы взяли в кредит станок. Этим же увлеклась и старшая дочь Катя, теперь у нас мастерская резьбы по дереву, мы даже разработали проект «Восстановление облика России».

Семья вложила в Илью много труда

– Как таковой методики у меня нет, – объясняет Алла Раевская. – Просто с Ильей постоянно занимались. Еще в кроватке ему показывали кукольный театр, разговаривали, называли предметы. Подрос – ходили с ним на речку и в поле. На прогулках изучали природу, называли цветы, слушали птиц. В пять лет Илье подарили книгу по химии. Он заснул с ней под подушкой. И хотя у меня тройка по химии, пришлось вместе с ним проводить опыты с содой, добывать из лимона электричество. Так что все обучение шло в игре и при хорошей эмоциональной настроенности ребенка.

Успех ребенка пропорционален времени, потраченному на него, – вот формула воспитания вундеркинда от Аллы Раевской. Примеров того, как мама должна быть внимательна к своему ребенку даже в мелочах, у Аллы Владимировны много.

– Лет в пять Илья увлекся компьютерной игрой «Майнкрафт». Игра на английском, Илье приходилось переводить, благодаря чему он продвинулся в языке. «Майнкрафт» помог ему написать контрольную по географии. В игре увлекся добыванием руд, изучил их свойства, область применения, и в контрольной для него не было ничего неожиданного. Однажды ночью Илья меня разбудил. Стоит с карандашом в руках: «Мам, запиши, а то я забуду». За полчаса он продиктовал мне книгу и тут же заснул. А у меня рукопись в руках! Сейчас это изданная книга по игре «Майнкрафт». Хотя можно было бы отмахнуться, оставить на утро.

Также Алла Раевская уверена, для воспитания вундеркинда наследственность не важна.

– Двум нашим приемным детям сейчас по три с половиной года, и они начали читать, – говорит она. – Мы взяли их из детского дома в 11 месяцев. Занимались так же, как с Илюшей.

Одаренность: норма или чудо?

Так можно ли из каждого ребенка вырастить вундеркинда? Не стоит этого делать, уверен кандидат психологических наук, доцент ЯрГУ Владимир Солондаев:

– Есть две точки зрения на одаренность: «Все дети одаренные – надо их только развить» и «Одаренность – редкость». Чтобы приблизиться к истине, обратимся к «Рабочей концепции одаренности», разработанной в начале нулевых годов ведущими российскими психологами в рамках программы «Одаренные дети» под эгидой Министерства образования РФ. Из нее следует, что роль семьи в развитии одаренности велика. В таких семьях чрезвычайно высоко внимание к ребенку. Начав обучать детей, родители на долгие годы становятся их наставниками.

Но это не все. Одаренность – результат сложного взаимодействия наследственности и среды. Поэтому одаренным не может быть каждый ребенок. Иногда родители считают, что если они положат все силы на развитие ребенка, то он достигнет выдающихся результатов. Нет. Многочисленные исследования показали, что, вероятнее всего, получится патология. Для политкорректности разберем на собаках. Мысленно запряжем пуделя в нарты и отправим с Федором Конюховым в Арктику. В результате тренировки пудель может показать выдающиеся результаты и пройти маршрут. Но потом наверняка погибнет. А ездовая лайка даже без тренировки после путешествия сохранит здоровье. Так и с детьми.

К сожалению, «Рабочая концепция одаренности» не пользуется популярностью у людей, работающих с талантливыми детьми. В повседневной жизни бытуют обыденные представления и одаренность часто путают с достижениями. Окончить начальную школу быстрее сверстников – это необязательно одаренность. Об одаренности можно говорить, если ребенок делает что-то, что со временем может стать значимым для всех. Например, не только собирает роботов, но и сам их конструирует, не просто учит английский, но и глубоко понимает его. И невозможно быть одинаково талантливым во всем – не хватит психических ресурсов.

И последнее. Могут ли популярность и внимание со стороны СМИ испортить одаренного ребенка? Однозначного ответа нет. Серьезный риск есть. Не случайно авторы концепции рекомендуют вместо слов «одаренный ребенок» говорить о «признаках одаренности ребенка» или о «ребенке с признаками одаренности». Но внимание СМИ может быть очень полезно. Юный талант может получить новые ресурсы для дальнейшего развития, недоступные семье и школе.
Автор: Елена Солондаева
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать