09:59
воскресенье,
13 октября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 ноября 2011

Время выбирать

4 декабря 2011 года в России пройдут выборы депутатов Государственной думы РФ. В избирательный бюллетень внесены семь партий, которые допущены к выборам Почему выборы-2011 проводятся по партийным спискам, а не по одномандатным округам, как раньше? Какие агитационные технологии являются противозаконными? Эти и другие вопросы журналисты «Городских новостей» задали Сергею БАБУРКИНУ, председателю избиркома Ярославской области, доктору политических наук, гостю традиционной рубрики газеты «За чашкой чая».

– Сергей Александрович, расскажите, как вы пришли в профессию?

– Политикой я увлекся в седьмом классе. Не удивляйтесь, так оно и было. Мой сосед по парте, отъявленный хулиган и второгодник, как­то принес мне книгу, заимствованную у своего отца. А называлась она «Основы политических знаний». Я не знаю, почему он решил мне ее дать почитать, но, видно, на это у него были свои причины. С тех самых пор я решил связать свою жизнь с политикой и даже стал доктором политических наук.

– А где вы получили образование?

– Сам я родом из Александрова, там и школу окончил. В 1972 году приехал в Ярославль поступать в педагогический институт. Учился я на историко­филологическом факультете.

С тех самых пор моя судьба связана с педуниверситетом. В настоящее время я заведую кафедрой политологии и социологии. Меня всегда интересовала не только отечественная, но и зарубежная политика, поэтому уже в качестве аспиранта я продолжил учебу в Институте Латинской Америки АН СССР и защитил диссертацию о роли военных в политике Колумбии. А в начале 90­х окончил докторантуру Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и защитил там докторскую диссертацию, которая была связана с ролью армии в политике ряда латиноамериканских стран.

Чтобы написать эту научную работу, мне требовалось не только следить за тем, какие процессы происходят в том или другом государстве, но и уметь их анализировать.

– Для этого, вы, наверное, должны были владеть не только английским языком?

– Да, поэтому помимо английского я выучил еще и испанский.

– На ваш взгляд, к кому мы ближе – к Европе или Азии?

– Конечно, к Европе. В последние столетия Россия развивается в соответствии с европейскими традициями.

Я расскажу вам об одном случае. Как­то я ехал в поезде из Зальцбурга в Вену. По чистой случайности моим соседом оказался китаец, и я ему тоже задал этот вопрос: «А вы­то нас как воспринимаете, как европейцев или как азиатов?». Он оказался человеком с большим чувством юмора и ответил: «Чтобы ответить на ваш вопрос, достаточно просто посмотреть в зеркало. Ну разве мы похожи? Поэтому, конечно, мы воспринимаем вас как европейцев».

– С точки зрения политолога насколько изменилась наша страна за последние двадцать лет?

– Кардинально изменилась. Особенно в политической сфере. У советской системы были все черты тоталитарной страны, это был совсем другой мир. Современная Россия осваивает демократические практики. Может быть, не так быстро, как хотелось бы кому­то. Мы идем вперед через ошибки, через остановки, через возвраты.

– Не секрет, что порой во власть идут те, кому там, мягко говоря, не место. Что за магнит их туда тянет?

– Мотивы у всех разные. Кто­то идет во власть, чтобы «дорваться до ресурсов», кто­то – ради удовлетворения своих амбиций. А других людей ведет в политику чувство долга, своей миссии – поверьте, такое тоже бывает. И отношение к политике бывает разное. Кто­то смотрит на нее как на лучший вид бизнеса, а кто­то – как на возможность служения своему народу.

Если посмотреть на всех тех, кто сегодня пытается избраться в Государственную думу, то мы найдем там представителей всех перечисленных выше групп. Тем более что политтехнологии сегодня могут творить чудеса, имиджмейкеры «слепят» любой образ.

– А может ли избирательная комиссия поставить заслон для прохождения в думу, так скажем, недостойных кандидатов в депутаты?

– Закон запрещает выдвижение кандидатов, имеющих непогашенную судимость за тяжкие преступления. С одной стороны, это задача конкурентов подобных кандидатов, они должны открыть людям глаза, а с другой – избирателя, который обязан делать сознательный выбор.

– Не считаете ли вы, что нынешняя избирательная кампания проходит как­то вяло. Нет в ней куража, что ли, а у людей – к ней интереса…

– Активная агитационная кампания только началась. Сейчас идут политдебаты представителей политических партий на ТВ, появилась наглядная агитация. На мой взгляд, интерес у людей к избирательной кампании, безусловно, есть. Это не голословное заявление, в последние дни мне очень часто приходится выступать в разных аудиториях, я встречаюсь и со студентами, и с представителями различных сфер бизнеса.

Многие говорят, что на выборы ходить не имеет смысла: мол, и так ясно, кто победит, так зачем играть роль статиста и идти к избирательным урнам?

– Это все от лукавого. Так говорят люди, которые не хотят брать на себя бремя ответственности за то решение, которое им надо принять. Конечно, такая позиция более удобна и комфортна – в случае чего всегда можно сказать: «Я здесь абсолютно ни при чем».

Сегодня в избирательном бюллетене значится семь политических партий. Этого, на мой взгляд, достаточно для реального выбора и есть из кого выбирать.

– Нередко приходится наблюдать, как та или иная партия «играет» лицом известного человека. По-­вашему, это честно?

– А почему нет? В решении политической партии привлечь на свою сторону того или иного известного и авторитетного человека я лично не вижу ничего криминального.

– Может быть, в России вообще не следовало бы формировать нижнюю палату парламента по партийным спискам, пусть бы туда избирались лишь одномандатники или как раньше – 50 на 50. То есть половина депутатов избирается по партспискам, а половина – по одномандатным округам…

– В России с 2007 года работает новый закон, по которому мы выбираем депутатов Госдумы. В нем четко сказано, что выборы у нас проходят по партийным спискам. Этот закон направлен в первую очередь на усиление роли политических партий в нашем обществе. Такая система апробирована во многих странах и уже доказала свою работоспособность.

– Какую явку на избирательные участки прогнозируете?

– Мы не проводили никаких социологических исследований, поэтому ответить на этот вопрос я вам не смогу. Наша задача лежит в несколько другой плоскости: мы обязаны проследить за тем, чтобы выборы прошли в соответствии с законом. К 4 декабря – дню голосования – должно быть подготовлено все: сами помещения избиркомов, списки избирателей, изготовлены бюллютени.

– Жалобы от политических партий в адрес избиркома поступают?

– Не скажу, что их слишком много, но они есть. Все заявления мы рассматриваем в полном соответствии с законом.

– Сегодня представители одного из молодежных движений призывают всех, кто старше 18 лет, поехать накануне выборов в Москву, предварительно взяв открепительные талоны. Цель акции, по словам организаторов, состоит в том, чтобы не допустить в стране «проведения цветных революций». Как вам подобная инициатива?

– Ничего о ней не слышал. Но если этот призыв рассматривать как метод агитации, то ничего предосудительного в нем я не вижу. Это право политической партии – агитировать избирателя так, как она считает нужным. Главное, чтобы в подобных призывах не было экстремизма.

– На ваш взгляд, молодежь в России политически активна или по большей части аполитична?

– На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Недавно я был на встрече со студентами технического университета, видел, что многим ребятам было интересно то, о чем я говорю. А в медицинской академии студенты меня просто забросали вопросами!

– А зачем нам вообще выборы депутатов нужны? Не лучше ли организовать некий институт, в котором бы учили на профессиональных парламентариев?

– По Конституции формирование высших органов власти в нашей стране осуществляется путем выборов. Выбирая депутатов, мы как бы передаем часть власти, принадлежащей народу, нашим представителям. Конечно, не все из них профессиональные юристы, но, наверное, это и необязательно. В Госдуме работает грамотный аппарат, его сотрудники приходят на помощь парламентариям.

– Скажите, зачем к нам на выборы приезжает столько международных наблюдателей? Это что – демонстрация недоверия по отношению к нашей стране?

– Это международная практика. Я недавно тоже работал в качестве наблюдателя от стран СНГ в Киргизии, там проходили президентские выборы. У нас на парламентских выборах будут наблюдатели из ОБСЕ, ПАСЕ и СНГ, наверняка кто­нибудь из них захочет посетить и наш регион. Правда, наблюдатели ПАСЕ должным образом пока не оформили свою заявку.

– Всем известно, что у каждой политической партии есть свои имиджмейкеры, свои полит-технологи. А есть какие­нибудь технологии, которые применять в нашей стране запрещено законом?

– Есть. К ним относится, например, подкуп избирателей. Если кандидат в депутаты говорит избирателю: «Вот тебе пятьсот рублей, возьми их и проголосуй за меня, за мою партию», это незаконно. Точно так же незаконна в период агитационной кампании раздача подарков, каких­то лекарственных и продуктовых наборов… Но при этом закон твердо оговаривает: агитационно­пропагандистские материалы подкупом не считаются, даже если они выполнены на хорошей, качественной бумаге и весьма дорогостоящие.

– А если я не решила, какая из двух партий мне милее, и хочу, чтобы обе они попали в парламент, могу я в бюллетене поставить напротив каждой из них галочку?

– Нет. Если в вашем бюллетене будет отмечено две партии, он будет признан недействительным, так что определитесь с выбором, время еще есть.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать