Все началось с «Маскарада»
В Ярославле в самом разгаре XI международный Волковский фестиваль. В этом году он второй раз проходит под девизом «Русская драматургия на языках мира». Начался фестиваль традиционно, так же, как и все предыдущие 11 лет – с вручения премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова.
Лауреатами в 2010 году стали Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел», Хакасский национальный театр кукол «Сказка» и художественный руководитель – директор Казанского академического русского большого драматического театра Александр Славутский. По традиции фестиваль открылся спектаклем одного из свежеиспеченных лауреатов.
Имя режиссерапостановщика спектакля «Маскарад» театра «Красный факел» Тимофея Кулябина ярославскому зрителю хорошо знакомо. Именно он весной этого года на сцене Волковского давал «Кармен» – спектакль довольно авангардный и явно на любителя постановочных экспериментов. У тех, кто в первый фестивальный день пришел на «Маскарад», вероятно, было дежавю – уж очень похоже на «Кармен». Режиссерпостановщик новеллу французского писателя воплотил теми же средствами, что и пьесу русского поэта. Те же огромные, утомляющие паузы между репликами, которые, по идее, должны нагнетать ужас, а на деле лишь создают атмосферу ужасной скуки. Танец в «Маскараде» до боли напоминает пляски работниц сигарной фабрики из «Кармен» – те же изгибающиеся, похотливосексуальные движения.
Отличия в деталях. Если в «Кармен» в костюмах персонажей акцент делается на «цвете испанской страсти и корриды» – красном, то в русском «Маскараде» герои одеты в чернобелые тона. Главный герой Арбенин напоминает одновременно Мефистофеля и пахана с зоны. Князь Звездич, спокойный малый, вдруг впадает в какието танцевальные конвульсии. На этом фоне Нина кажется существом из иного спектакля – такого спокойного, классического, традиционного. Наверное, этот контраст и призван подчеркнуть разницу между миром «маскерада» – лживым и циничным и чистой, незаслуженно обвиненной Ниной.
Сцена – это некое пространство, там вращается мостик из ниоткуда в никуда, превращаясь то в дом Арбениных, то в дуэльную площадку. Гипертрофированные звуки, стуки, напоминающие биение сердца… Спектакль изобилует подобного рода «фишками», «приемами», «находками». Порой даже слишком…
Фестиваль продолжается спектаклями, поставленными в Казани, Абакане, Перми. Волковский театр представит на суд зрителя два спектакля – это премьеры прошлого сезона «Екатерина Ивановна» и «Три сестры».
За «языки мира», на которых играют фестивальные спектакли в этом году, «отвечают» венгерский и корейский. Театр из города Дебрецен в понедельник и вторник показал две постановки – «Парикмахершу» и «Человека крылатого» по произведениям российских писателей. А в предпоследний день фестиваля, 6 ноября, театр из Кореи покажет свое видение «Крейцеровой сонаты» по произведению Льва Толстого.
Другие новости раздела «Общество»






Комментарии