04:05
суббота,
27 июля 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 февраля 2017

Wonder Woman, или Чудо-женщина швейного дела

Сегодня команда городской власти выстраивает конструктивный диалог с представителями малого и среднего бизнеса. Для поддержки местного производителя, развития межмуниципальных связей, торговли и туризма в Ярославле организована работа городских ярмарок. Первая открылась на площади Труда, где свои товары представили ярославские фермеры, предприниматели, ремесленники. По мнению ярославцев, цены здесь ниже магазинных, а качество выше. Следуя указу президента и поручению губернатора области, глава города Владимир Слепцов уделяет самое серьезное внимание развитию малого и среднего бизнеса в Ярославле. Он убежден, что необходимо убирать бюрократические барьеры и сокращать бумажную волокиту для тех, кто хочет заниматься бизнесом. Сам глава города открыт для предпринимателей и каждую среду в 15.00 проводит прием. На таких встречах молодые предприниматели представляют свои бизнес­проекты: одни готовы инвестировать в развитие массового спорта, другие хотят обучать ярославцев. И это здорово, что кроме коммерческой выгоды молодежь преследует социальные цели и реализует себя в родном городе. Сегодня мы, возрождая некогда популярный спецпроект «Городских новостей» «Деловой Ярославль», рассказываем о ярких представителях ярославского предпринимательства.
Эта девушка с нуля в одиночку за 3 года создала швейное производство с годовым оборотом в 10 миллионов рублей и сейчас планирует завалить работой ярославские колонии. В декабре прошлого года талант предпринимательницы Елены Шитовой оценила мэрия Ярославля. Ее предприятие получило бюджетную субсидию. Деньги уже поступили и будут потрачены на закупку оборудования.

Не судишься – не пьешь шампанское

На комиссию мэрии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Елена Шитова явилась с огромным пакетом одежды собственного производства. Куртки и штаны пустили по рядам. Члены комиссии рассмотрели ровные строчки и удовлетворенно переглянулись. Качество впечатляло, как, впрочем, и рассказ Лены. Когда она вышла, кто-то осторожно бросил фразу: «Эта девушка будет биться за каждую копейку!».

Вероятно, ему были известны факты. А они в 2014 году имели место. Тогда Шитова претендовала на поддержку в 900 тысяч рублей из областного бюджета. Но в одном из договоров проверяющие нашли неточность, и субсидия уменьшилась до 90 тысяч, да и та не поступила. Елена Шитова пошла в суд. Судья постановила отдать все 900 тысяч рублей. Эти деньги тогда буквально спасли производство, за что Елена областному правительству очень благодарна.

Сейчас предприятие Елены Шитовой под названием ООО «Нью Рэй» – это три производственных цеха в Данилове, Ростове и Тутаеве, 50 работников, отсутствие долгов и кредитов и больше 2 миллионов рублей платежей в бюджет за последние два года. А насчет того суда и судов вообще Елена Шитова замечает: «В нашем деле считается: кто не судится – тот не работает».

Установка на труд

Психологи говорят, что успешные топ-менеджеры получают правильные семейные установки. Елена Шитова в детстве, да и сейчас в неформальной обстановке отзывающаяся на имя Алена, в шесть лет получила от отца лыжи.

– Будешь теперь лыжником, – сказал он.

Установка была такая: трудись, покажи, на что способна.

Отец, летчик-истребитель, мама, медсестра, и старший брат были непререкаемыми авторитетами, и Алена побежала добиваться результатов. На лыжах пробегала десять лет. В школе училась хорошо. Подростком, как положено, прошла этап неуправляемости. Поступила в Ярославский педагогический. В 2007-м получила диплом преподавателя математики и информатики и пошла работать в компанию сотовой связи, известную своим желто-полосатым брендом.

– У меня была зарплата 7 тысяч рублей, – вспоминает Елена. – Я работала и днем, и ночью. Росла, росла и выросла до начальника отдела продаж.

Соответственно выросла существенно и зарплата. Но наша героиня не побежала ее тратить, а стала копить.

– Два года я мониторила, чем бы хотела заняться, – говорит Елена. – Я понимала, что не сотовой связью и не торговлей. Выбор был между пищевым и швейным производством. Как бы ни было плохо, люди всегда едят и одеваются. «Швейка» перевесила. Я много ездила в Москву к известным производителям одежды, смотрела, кто что может дать, что посоветовать. Мне было тяжело. Вот так влезть в одиночку в рынок, который плотно «упакован» российскими и китайскими производителями, почти нереально. Только у нас в области около 40 производств, и примерно по 10 в Костромской и Ивановской. Получилось так, что я вошла в рынок на девятом месяце беременности. Тогда я арендовала в Ярославле цех, закупила и установила оборудование.

Заметим, у нашей героини с личной жизнью все в порядке. Есть муж-полицейский и дочь Катерина. Сейчас Кате пять лет. Кроме детсада мама успевает водить ее на гимнастику, в бассейн и театральную студию. А на вопрос, почему со стабильного большого заработка в известной компании она пустилась в штормовое море предпринимательства, Елена Шитова отвечает так:

– Хотелось развития. Сотовую связь я знала досконально, и мне было неинтересно. А «швейка» нтересна. Здесь каждый день что-то новое и каждый день проблемы.

Мошенники минус деньги

Полгода цех простоял. Аренда за него была бешеная – 60 тысяч рублей в месяц. Когда дочке исполнилось полгода, одновременно нашлась бригада швей, и Паша-китаец – есть такой персонаж в Ярославле – свел Елену с первой заказчицей из Гаврилов-Яма. Заказчице шили футболки, на которых Шитова ничего не заработала. Но она все равно была счастлива: цех запустился!

Потом Елена поехала в Москву и заключила договор с крупным интернет-магазином брендовой одежды. Ему шили рубашки. Опять дешево, в убыток.

– Я тогда не знала расценок на пошив одежды. Этой информации в Интернете нет. А у нас в бизнесе все жадные, – вздыхает хозяйка завода.

В общем, когда казалось, что все хорошо, все оказалось плохо. Швеи выполняли норму, но, как ни старались, зарабатывали по 8 тысяч рублей в месяц. Хотя при правильных расценках должны бы как минимум 15 тысяч, а то и все 25. Накопленные за время предыдущей работы деньги кончились, и на Шитову набросились мошенники.

Сначала почти на миллион рублей кинула столица. Московскому заказчику шили сорочки. Первые две партии были отгружены по договорам и полностью оплачены. Третью партию Елена отгрузила «на доверии», намереваясь оформить недостающие документы задним числом. Это распространенная, но опасная практика в швейном производстве. Заказчик скрылся.

Второй мошенник кинул не только Шитову, а еще и половину Москвы. Елена мечтала разработать собственный бренд одежды и нашла по Интернету некого Грина. Несколько месяцев она вела переговоры, ездила в подмосковный загородный дом, где Грин в шикарно оборудованном кабинете показывал ей лекала. Елена отдала ему 500 тысяч рублей наличными. Грин скрылся. Как оказалось, загородный дом он снимал, паспорт подделал.

За тот прокол Елена себя не жалела: сама виновата, надо было все проверить. Просто вдруг у нее затряслись руки. Долгов накопилось больше миллиона. Заказов не было. Ночевала она в цехе, где сама паковала товар для отгрузки. От этого не сгибались пальцы. По вечерам Елена прибегала домой уложить маленькую Катюшку спать.

– Я человек азартный, – говорит Елена о том тяжелейшем времени. – Если трудиться, каждый бизнес можно раскрутить.

И она раскрутила.

Белый-белый бизнес

На офисном столе Елены Шитовой красуется красная папка с заказами. С виду она приятно пухлая. Сейчас швейное производство загружено на год вперед на все сто процентов. А могло бы и на все триста. Заказчики стоят в очередь, предприятие стало приносить доход, а у Елены Шитовой в швейном мире появилось имя.

Вытаскивание себя из долгового болота произошло в 2015 году во многом благодаря областной субсидии. Ну и благодаря правильной стратегии развития. Во-первых, производство ушло из Ярославля в малые города области. Там ниже аренда на цеховые помещения и благодарные работники. Местные жители гораздо «голоднее» ярославцев, стабильной работой не избалованы и держатся за хороший заработок. Елена Шитова берет на работу только местных. Среди ее швей много матерей-одиночек. Есть даже глухонемая женщина.

– Конечно, выгоднее взять швеями нелегалов: украинцев или узбеков, – рассуждает Елена. – Производительность труда у них выше, так как они приехали зарабатывать.

Но – и это второй пункт верной стратегии – бизнес Шитовой «белый». Конечно, на налоги так уходит гораздо больше денег, но в среднесрочной перспективе это себя окупает.

Елене Шитовой всего 32 года, и она могла бы уже почивать на лаврах. Но вундеркинд швейного дела бежит вперед. Бизнес требует развития. Сейчас идут переговоры с УФСИН Ярославской области, и в перспективе, возможно, заключенные начнут шить чехлы для крупнейшей сети магазинов России. Наконец Елена приблизилась к мечте и занялась разработкой своего бренда одежды под названием «Рублевка».

– Мне нужно движение в жизни, – говорит Шитова. – Как только становится скучно, я «умираю» и начинаю двигать мебель. В офисе все боятся, когда приходит момент двигать шкафы.

Законодатели мод

За три года работы Елена Шитова изучила швейный бизнес от «а» до «я» и уже обладает собственным его видением. Возможно, оно не оригинально, но для постороннего человека вроде меня является почти откровением. Например, Китай – законодатель мод! Наверняка большинство людей убеждены, что законодатель мод – Париж.

– Система простая, – объясняет Елена. – Допустим, в 2015 году в Париже или Милане прошел показ новых коллекций. Китайцы обязательно едут туда. У них глаз алмаз, и они точно угадывают тренды сезона. Они сами конструируют слегка модернизированные лекала и шьют коллекцию. Через год она появляется на Алиэкспресс. А если что-то там появилось, то российскому предпринимателю уже не надо беспокоиться: можно брать, все будет распродано. Уж если на Али появилась полоска, то через два года в полоске будет ходить вся Россия.

Но если продавцы одежды до сих пор закупаются в Китае, то крупные российские бренды – производители одежды оттуда уходят и начинают шить в России. Причина не только в росте курса доллара, но и в том, что Китай перестал шить дешево. Для российских предпринимателей вроде нашей героини это хорошо.

– Но бренд надо правильно раскрутить, – убеждена Елена, – иначе можно пойти по пути ивановских производителей.

Елена считает, что некоторые ивановские фирмы выбрали неправильный путь бизнеса: они шьют одежду низкого качества из плохих тканей. Их изделия расползаются после первой стирки. Это путь к гибели. Правильный путь – качественная ткань и безупречный пошив.

Тетушка Скрудж

Вероятнее всего, о Елене Шитовой мы услышим еще не раз. Если позволительно подобрать образ, то я бы сравнила ее с уважаемым мной дядюшкой Скруджем из «Утиных историй». Как Скрудж она бережлива, азартна, коммуникабельна и не боится любой работы. И так же как утиный предприниматель добросердечна и щедра со слабыми. Ей ничего не стоит подарить куртку или пальто нуждающемуся в них человеку. Ее предприятие просто так шьет школьную одежду для детских домов Ярославля и раздает ее первого сентября. И как бы плохо ни шли дела, она считает себя обязанной дарить новогодние подарки своим швеям и их детям. Деньги приходят и уходят от нее легко. Потому что она не мелочна, но умеет просчитывать собственную выгоду и может быть беспощадна с равными.

– Если где-то можно заработать деньги, я их заработаю, – говорит Елена, – а в нашем деле их заработать можно.

Возможно, только такие люди и могут выживать в жестком мире современного бизнеса, и именно они – подлинная экономическая опора страны.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать