03:37
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 января 2016

Я б в кондукторы пошел...

Январь оказался богатым на транспортные новшества. Это и внедрение пластиковых карт, и повышение стоимости проезда в общественном транспорте  и у частных перевозчиков. Все новое нередко вызывает возмущение, и первыми  волну недовольства транспортными «реформами» принимают на себя кондукторы. Кто эти люди, как им работается в столь непростое время?

Как белка в колесе

Надежда Сергеева – наставник кондукторов  троллейбусов в Яргорэлектротрансе. Это  инспектирующая должность. Надежда Назаровна ездит по городу и проверяет, как работают ее подчиненные. Под ее началом  трудятся 215 человек. 
Еще пять лет назад она была индивидуальным предпринимателем – торговала на Центральном рынке одеждой.  По профессии Надежда Назаровна учитель химии, но по специальности не работала ни дня: сразу же после окончания института родила ребенка, какая уж тут работа… Потом настали  девяностые – на зарплату педагога не проживешь. Вот и подалась в продавцы.  Семнадцать лет трудилась в этой сфере. А однажды проснулась утром  и поняла, как ей все надоело. Эта бесконечная круговерть, невозможность не то что в отпуск пойти – выходные устроить. Выходишь ты торговать или нет – неважно, за место платить надо каждый день.
– Мне 47 лет. Чем я занимаюсь? Кручусь как белка в колесе! Все, ухожу! – решила Надежда. И уже через пару дней свернула бизнес, стала искать себе новую работу. В троллейбусном депо  ей предложили стать кондуктором на замену.

Сначала – в резерв

Оказывается, устроиться кондуктором не так-то просто. Вначале надо пройти двухдневное обучение-стажировку, поездить вместе с опытным коллегой  по маршруту. После этого кандидата  зачисляют в резерв. Его ставят работать на линию, если кто-то заболел,  ушел в отпуск. И только после проверки «на замене» ему дают постоянное место работы в буквальном смысле этого слова.
– Нас закрепляют за одной постоянной машиной, и мы с водителем работаем  в связке,  трудимся в одни и те же смены. У меня первый водитель был Саша Матвеев – бортовой номер машины 73. Затем я ездила с Анжелой Кашиной, до сих пор с ней дружим.
В двух ярославских троллейбусных депо трудятся 225 кондукторов. Из них 171  на постоянной основе. А еще есть 44 агента. Таким романтичным словом  называют людей, работающих внештатно. Не у каждого есть возможность работать полный день, а  подзаработать хочется – вот люди и оформляются на неполный рабочий день. Иногда даже бывает, что кондуктор с автобусного предприятия устраивается в свое свободное время трудиться к троллейбусникам.

Четыре – два – четыре

У ярославского кондуктора – женское лицо. Большинство работающих – представительницы прекрасной половины человечества. Мужчины, как правило,  чураются такой работы.
– В последнее время к нам приходит все больше молодых, тридцатилетних женщин, которым не так просто найти работу в других сферах. Да и профессия наша, честно говоря, лучше подходит для женщин. Они менее конфликтны, – считает Надежда Назаровна.
Но нагрузки в этой профессии отнюдь не женские. Вот, возьмем, к примеру, самый распространенный график «4 – 2 – 4». Четыре дня работаешь, два отдыхаешь. Обычный, казалось бы, восьмичасовой рабочий день, но начинается он в 5 утра. Чтобы выйти на линию в это время, кондуктор вынужден вставать ночью, заводить будильник на 3 часа. В час он закончит работу на линии, сдаст кассу и уже в два свободен. Четыре дня работы в таком режиме, потом два дня отдыха. Но затем выходишь работать уже в вечернюю смену. Организму приходится в срочном порядке перестраиваться. Это тяжело.
– Я после  первого трудового дня  ног под собой не чувствовала. Сначала брала только восьмичасовые смены, трудиться по 12 часов было невозможно. Но потом втягиваешься и можешь по полдня на линии находиться,  – вспоминает Надежда Сергеева.

Рыбные места

Кондуктор получает почасовую оплату плюс премия и процент от количества проданных билетов. Так что заработать можно и десять тысяч, и в два раза больше.
Как и в любой профессии, здесь есть свои «рыбные» места. Например, самым выгодным считается троллейбусный маршрут
№ 6. Да, да, не  № 1.
– Дело в том, что шестой делает круг за 30 минут, а первый за час. И поэтому через маршрут № 6 проходит вдвое больше пассажиров, – объясняет Надежда Назаровна.
Но на коротких маршрутах надо  «крутиться».  Не успеешь быстро обилетить клиентов, они выйдут уже на следующей остановке, и ты без заработка останешься.  Например, на  Богоявленской площади в троллейбус №6 садится много студентов педуниверситета, а на следующей остановке они уже выходят.  И надо успеть этих далеко не самых ответственных людей обилетить. А они  с кондуктором как в прятки играют. Смотрят, в какой части площадки он стоит, и идут в противоположную, надеясь, что тот  не успеет до них дойти.
У Надежды Назаровны для таких хитроумных был заготовлен  коронный прием. Она стояла на передней площадке, а когда троллейбус готов был тронуться,  просила водителя открыть заднюю дверь и переходила в самую гущу пассажиров.  Продажу билетов  начинала именно оттуда. Успевала до следующей остановки.
Но не каждый кондуктор  мыслит «стратегически». По словам Надежды Сергеевой, недавно пришлось одного мужчину перевести с «короткого» маршрута на длинный. Медлительный по природе, он просто не успевал за шустрыми пассажирами. А когда его поставили на маршрут, где расстояние между остановками более длительное,  кондуктор стал прекрасно справляться со своими обязанностями.
У Сергеевой, кстати, есть мечта сделать на шестом маршруте молодежные смены. Молодые люди быстрее работают, да и со студентами общий язык им легче найти. Но вот незадача, молодежь боится профессии кондуктора как огня. Работать в «Макдоналдсе» им не стыдно, а  трудиться на проверке билетов  зазорно.
– Мой сын, когда из армии пришел, искал работу. Я предложила – попробуй кондуктором. Он на меня аж руками замахал. Хотя в торговле готов был работать, – вспоминает Надежда Сергеева.

Спокойствие, только спокойствие…

А что у кондукторов с обеденным перерывом и как они ездят столько времени в салоне троллейбуса без посещения «дамской комнаты»? Оказалось, проблем здесь нет. Обеденный перерыв от  получаса до часа – на конечных остановках, где расположены диспетчерские пункты. Там и водитель, и кондуктор всегда успевают перекусить. На конечной можно за пару минут стоянки сбегать «попудрить носик».
Кондукторов все эти бытовые вопросы не слишком волнуют,  а вот неадекватные пассажиры – большая проблема.   Есть ведь и откровенные хамы. Против них Надежда Назаровна  нашла только одно средство – спокойствие.
Как-то зашла женщина с двадцатилетней дочкой и огромным чемоданом. «Один льготный, один полный», – сказала она и  сверкнула перед глазами кондуктора удостоверением.  Сергеева попросила показать его еще раз, чтобы увидеть, какая именно льгота положена пассажиру. Женщина засмущалась и спрятала документ. А когда кондуктор еще  и  плату за негабаритный груз взяла, дочка «льготницы» принялась ее  оскорблять. Надежда  молча взяла  деньги, выдала сдачу,  спокойно посоветовала вести себя прилично и пошла работать дальше.
Доставляют хлопоты и пьяные. Если принявший на грудь ведет себя тихо и спит, уткнувшись носом в кресло,  спрашивать с него деньги практически бесполезно. А есть и неадекватные – те норовят не только зайцем проехать, но и оскорбить всех и вся.
Очень много проблем доставляют якобы льготники. Вроде взрослые люди, а пытаются бесплатно проехать. Одни показывают документы об инвалидности с просроченной на много лет датой. Вышедшие на пенсию досрочно военнослужащие тоже норовят проехать бесплатно. Не все, конечно, но отдельные личности попадаются. Надежда Назаровна уже устала им объяснять: «Вам государство дало раньше пенсию, но не право льготного проезда».  Ну и, конечно, дети.
– Школьникам из многодетных семей положен бесплатный проезд, для этого им выдается справка.  Их одноклассники такую справку ксерокопируют, подделывают печати даже. У меня на работе целая коллекция подобных документов, – говорит Сергеева.
Надежда очень  рада, что сейчас внедрили разноцветные пластиковые карты для льготников. Кондуктору больше не надо тратить время на проверку документов и разговоры с их владельцами.
Да и мелочи значительно поубавилось. За смену кондуктор обилечивает 600 – 700 пассажиров. Из них две трети за наличный расчет. Поди потаскай  на шее тяжелую сумку с металлическими рублями…

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать