13:45
среда,
11 сентября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 мая 2016

Ярославские юнги

Проект областного Дома народного творчества  «Ярославские юнги» стал в Москве лауреатом всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс». О программе, рассказывающей о юных ярославцах, которые  были направлены в Соловецкую школу юнг, а после обучения защищали Родину в Великую Отечественную, наш корреспондент беседует с режиссером­-постановщиком Константином КОРНИЕНКО.
1 / 2

Как родилась идея?

– Константин Викторович, насколько я знаю, премия, которую вы получили, самая престижная для тех, кто работает на массовых представлениях, и сравнима с «Золотой маской»…

– Да, в жюри помимо известных деятелей культуры Евгения Герасимова, Аллы Духовой, Максима Дунаевского, Леонида Якубовича были настоящие мэтры режиссуры, те, кто делал Олимпиаду-80, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 года. Упомяну еще Льва Шелогурова – режиссера 1000-летия Ярославля. За звание лучших боролись около 70 проектов из 45 регионов: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. В нашей номинации «Лучшая программа для детей и юношества» участвовало более 20 работ. Лично мне очень понравились костромичи: они сделали новогоднее шоу про человечка йети – пушистого, мягкого, большого.

– Как родилась идея постановки?

– Это был наш вклад в празднование 70-летия Победы. Я давно мечтал сделать программу для молодежи. Мне хотелось рассказать молодым о войне. Мы с Ольгой Куракиной, методистом Дома народного творчества, соавтором, долго думали и поняли, что это должен быть неформат. Но что-то понятное, простое, без фанфар и штампованных приемов.

– А где вы набирали артистов?

– Мы собрали 35 мальчишек, все ярославцы за исключением одного, он из поселка Константиновский Тутаевского района. Это артисты учебного театра «Надежда», ребята из ансамбля казачьей песни «Чарочка», авторской песни «Акварель» и акробаты СДЮСШОР № 8. На помощь пришла балетмейстер ансамбля танца «Улыбка» ДК «Нефтяник» Наталья Татаринова, минусовки сделал директор ДК имени Добрынина Игорь Дербин, он же исполнил две роли: военного коменданта Ярославля в 1942 году и человека старшего поколения, который исполняет песню ветеранов. Роль капитана, наставника юнг на Соловках, сыграл солист «Чарочки» Евгений Стогов.

Стать в 15 мужчиной

– А что касается исторических материалов, кадров кинохроники? Где их удалось достать?

– Тут огромную помощь оказал Детский морской центр имени Ушакова. Так, выяснилось, что один из сюжетов киножурнала «Пионерия» 1944 года, его показывали в кинотеатрах перед началом сеансов, был посвящен соловецким юнгам. Есть и очень трогательные кадры, когда соловецкие юнги приезжают на острова, уже будучи ветеранами – в форме, при орденах, медалях.

– Много их осталось, соловецких юнг? Я имею в виду наших земляков?

– Из первого набора очень мало. Один, к сожалению, умер, когда делалась программа. Мы встретились с Юрием Александровичем Спиридоновым, он из третьего набора, сейчас возглавляет ярославское ветеранское братство юнг. Часа четыре с ним говорили. Удивительный человек, очень активный, бодрый жизнерадостный…

– Наверняка им, мальчишкам, приходилось тяжело. Как в песне «Юнгам Северного флота»: «Вот такая кручина нам досталась с тобой: стать в 15 мужчиной и за Родину в бой!»

– Особенно тяжело было тем, кто из первого набора: лагерь осваивать, землянки строить, быт налаживать. Была жесткая дисциплина: мальчишки приходили ершистые, задиристые. Очень мудрая воспитательная система тогда существовала – в школе не было ни минуты свободного времени, загружали от подъема до отбоя. Спорт, строевая подготовка, самодеятельность. Время, как рассказывает Юрий Александрович, появилось только на боевом корабле.

Не смотри, что безусый, что сгущенку люблю...

– Если честно, то поначалу оптимистичный настрой постановки меня слегка смутил и озадачил. Война ведь страшная штука – не до гармошки. А потом мое смущение развеял один из героев репликой: «Война? Война кончится. С девушками знакомиться будете. А танцевать не умеете. Непорядок».

– Юрий Александрович, помню, говорил, что им, пацанам, тогда все было в радость. И я понял, мальчишеское восприятие войны совсем другое: она для них как приключение, что ли. Мальчишки бежали на фронт, им нужно что-то было делать! А тут и кормили, и разным специальностям обучали, где не сила, а смекалка требуется: радисты, электрики, наводчики. Помните, как в той же песне: «Не смотри, что безусый, что сгущенку люблю – в корабельных искусах я не меньше рублю».

Как в детстве побывал

– А сами участники постановки? Поняли ли они своих ровесников? Прониклись ли?

– Думаю, да. Это же тот самый патриотизм, который не на словах, а на деле. Хотя вначале не понимали, как это можно оставить дом, родных. Представляете, по ходу выяснилось что у одного из наших юных артистов прадедушка был соловецким юнгой, призывался из Семибратова! А Юрий Александрович Спиридонов оказался лучшим другом отца нашего методиста Ольги Куракиной! В детстве они были соседями и сидели за одной партой. Кстати, самого Юрия Александровича мы специально не приглашали на репетиции. Зато когда он пришел на патриотический форум во Дворец молодежи и в конце программы я представил ветерана-юнгу нашим артистам, они минут 20 ему аплодировали! Такой восторг у них был.

– А что сказал сам ветеран?

– Его первые слова были: «Мне очень понравилось. Как в детстве побывал». Правда, несколько замечаний все же сделал. Первое, что мы с распущенными ленточками на бескозырках вышли. Юнгам это не разрешали: они ленточки собирали в бантик. Мальчики с бантиками, как в автобиографической повести Валентина Пикуля. Еще сказал, что мы неправильно в рынду ударяем. Даже мастер-класс провел. Представьте: 70 лет прошло, а человек все помнит. Еще спросил: «А что они так одеты? Нас в войну лучше одевали!»

– Не было исторической достоверности?

– Форма у нас – матроски с гюйсами – была разноперая, ее по разным домам культуры собирали, у флотилии одалживали. Чтобы купить, тысяч восемьдесят надо. А где их взять? В Москве к нам подходили, звали в другие города. Но без формы мы гастролировать не можем. Одно утешает – тема вечная: если эти мальчишки вырастут, можно программу на других сделать. Может, когда-нибудь деньги на пошив костюмов и появятся.
Автор: Анастасия Соловьева
ФОТО из архива областного Дома народного творчества

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать