20 апреля 2016
Ярославский Люмьер
25 апреля в Ярославской областной библиотеке им. Н.А. Некрасова состоится презентация книги Николая Гендлина «Дневники 1941 – 1945». А месяц назад, 25 марта, в зале «Классика» музея-заповедника прошла встреча почитателей таланта, учеников и друзьей ярославского кинорежиссера и журналиста Николая Гендлина. Воспоминания о Мастере, который ушел всего несколько лет назад, чередовались с показом фильмов ярославской киностудии «Суррогатфильм» на советском кинопроекторе КН17 и под аккомпанемент тапера – все как раньше!Над пропастью во ржи
«Жизнь моя – кинематограф, черно-белое кино…» – сказал о себе в стихах Николай Гендлин. Людей его поколения принято называть шестидесятниками, но Николай Александрович по своему духу был шестидесятником еще до шестидесятых: и в начале 50-х, когда начал снимать первые фильмы, и даже в конце 30-х, когда смастерил свою первую кинокамеру. Он любил жизнь и мог дышать полной грудью в самых стесненных обстоятельствах. Таких людей мало. Поэтому справедливо сравнить Мастера с символами поколения 60-х – Хемингуэем и Сэлинджером.Гендлин, как и они, жил «над пропастью во ржи» и, как старик, любивший море, ловил свою самую большую рыбу. Наверное, так, со смыслом, должен жить человек, чтобы заслужить уважение и добрую память. Он был настоящим гуманистом и коммунистом – не по партийной принадлежности, а по слову «коммуна». Без формальностей и национальностей: все люди – братья и сестры друг другу. Таким его воспитали родители-революционеры. Отец, инженер, и мать, учительница, познакомились в сибирской ссылке.
После революции и до конца 30-х годов они работали в Сибири, на Дальнем Востоке, в Ярославле – семья переезжала туда, где требовались знание и опыт. Николай уехал учиться в Москву, но на кинорежиссера его не взяли. Как говорил он сам: «Украли паспорт!» Поступил в Полиграфический институт. Когда в 1937-м арестовали отца, Николаю предложили от него отказаться, но сын этого не сделал – остался верен родителям и себе.
Два дневника войны
Мать приучила Колю вести дневник, и он вел дневники всю жизнь – до 92 лет, записывая туда важные события и мысли каждого дня.Будучи журналистом, я общался с Николаем Александровичем и как-то задал ему вопрос о вой-
не. Вначале Гендлин начал произносить стандартные фразы, те, что было принято говорить и слушать всем советским людям. Я его остановил.
«А что ты хочешь услышать?» – спросил он. «Правду о тех событиях, в которых вы участвовали, о том, что видели своими глазами», – пояснил я. «Хорошо!» – ответил он и рассказал об одном эпизоде войны на Кавказе в 1942-м. О том, как поймали двоих дезертиров и вернули в часть, чтобы… расстрелять. «Ну, кто хочет расстрелять дезертиров?» – спросил командир. Тут столько рук поднялось! А некоторые, наоборот, отвернулись – стыдно же!
Вот таким честным свидетелем был Николай Александрович. Но, говорят, и он подстраховывался, вел не один, а два дневника, как Фадеев в гражданскую. Хотя и за один могли наказать очень серьезно.
Военная судьба побросала Гендлина: после Кавказа молодого политработника отправили в Тоцкие лагеря учиться на командира артиллерийской батареи. Затем уже в качестве артиллериста Николай Александрович освобождал Белоруссию, Польшу, дошел до Берлина.
В нем жила душа журналиста: он не просто вел дневник, он подмечал поступки людей, оценивал их, наблюдал характеры и типы, особенно яркие в критических обстоятельствах войны. Все это в дальнейшем позволило ему управлять режиссерским процессом: «Ты у нас в картине будешь вором, а ты – герой-любовник, она – жена директора!»
Так начался кинопроцесс
После войны Николай вернулся в Ярославль, к любимой жене. Поселился в коммуналке, где жили семьи журналистов. Жизнь была трудной, а душа хотела радости и счастья. Так начался кинопроцесс. Николай Александрович был влюблен в фильмы Чарли Чаплина и стал снимать и игровое кино, особенно комедии. Хотя сюжеты кинолюбители выбирали из классики – Марка Твена, Бидструпа, Хемингуэя, это были фильмы «про нас и для нас». Зрители не только узнавали в актерах своих знакомых, но и от души хохотали над ситуациями: «Доклад состоялся, но…», «Трудный экзамен»…Студия «Суррогат-фильм», основанная Гендлиным, была первой в СССР любительской киностудией, а ее шуточное название совершенно не отражалось на качестве выходящих один за другим фильмов. Час на экране, а до этого недели обсуждений сценария, несколько месяцев съемок с множеством дублей – так творчески «отдыхали» актеры-любители. В 1951 году Гендлин пригласил своих коллег по газете сыграть роли в фильме «Остров смерти». Приключенческая киноистория, в которой первобытные охотники решали свои жизненные проблемы – охотились на мамонта, жарили врага на костре, пришлась по вкусу ярославскому зрителю, а вскоре и всей стране. Другая картина «Вымерли ли мамонты?» была представлена на международном кинофестивале в Болгарии и получила Гран-при.
На счету киностудии немало заслуженных побед и всеобщего признания. Пиком взлета «Суррогат-фильма» сам Николай Александрович считал фильм по произведению О. Генри «Вождь краснокожих» (1956 год), ведь это была первая в мире экранизация этого рассказа.
В 60-х в Ярославле работали уже три любительские киностудии, и город стал столицей любительского кино в СССР. Более того, появилась и конкуренция среди любителей. В домах культуры устраивались киновечера с показом любительских фильмов. Перед сеансами «больших» картин демонстрировались киножурналы, в том числе «Наш край» Николая Гендлина.
С любовью к каждому на свете
Николай Александрович работал корректором, корреспондентом газеты «Северный рабочий», но любовь к кинематографу привела его в политех (нынешний ЯГТУ), где он стал редактором газеты «За технические кадры» и мог снимать фильмы на современном оборудовании и в обустроенной кинобудке. Киностудию переименовали в «Квант» – один из символов научно-технического прогресса, к которому стремилась страна.Фильмы выходили один за другим: «День открытий», «Последний подвиг Геракла» – всего более ста картин за творческую деятельность Гендлина. В качестве актеров нередко снимались известные в будущем ярославцы: журналисты, преподаватели, профессора, врачи, руководители. А в то время они были еще студентами.
Ярославский кинопроходец Николай Гендлин запомнился скромным, обаятельным человеком с большим чувством юмора, гуманным и творческим, любящим жизнь и каждого человека на свете.
Автор: Леонид Петряков
ФОТО предоставлено отделом учебного телевидения ЯГТУ
ФОТО предоставлено отделом учебного телевидения ЯГТУ
Другие новости раздела «Общество»

Общество
12 февраля 2025
Центральный вход на Воинское кладбище Ярославля закрыли на реконструкцию

Общество
11 февраля 2025
Первый заместитель директора ДГХ мэрии Ярославля стала заслуженным работником

Общество
12 февраля 2025
На вокзале в Ярославле установили памятник паровозу

Общество
12 февраля 2025
Мэр Ярославля рассказал о событиях Масленичной недели

Общество
10 февраля 2025
Собственникам здания на улице Кирова в Ярославле пригрозили изъятием

Общество
12 февраля 2025
Американец Марк Фогель направил благодарность ярославскому омбудсмену
Комментарии