02:06
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 июля 2016

Ярославцам приказано выжить

Когда в ярославских аптеках исчезнут очереди за льготными лекарствами?  Смогут ли горожане без проблем попасть на прием к узкому специалисту? Почему врачам и медсестрам стали меньше платить? Эти и другие вопросы обсуждали на заседании комитета областной думы по социальной, демографической политике и здравоохранению.

Неврологов не хватает

Марине Евгеньевне Ивановой 72 года, она пенсионерка, до выхода на заслуженный отдых сорок с лишним лет отработала в строительстве. Что только не делала – и штукатуром-маляром была, и мастером-отделочником, и плитку укладывала.

– Работа была тяжелая, – рассказывает она. – Вот я спину и повредила. Пошла в больницу, думаю, пусть врач хоть какие таблетки пропишет да физиолечение назначит, а мне в регистратуре сказали, что к неврологу попасть сложно – надо недели две-три ждать приема. Как же так? У меня же сильные боли!

– Да, срок ожидания приема узкими специалистами в ряде ярославских поликлиник действительно несколько больше, чем положено, – говорит директор департамента здравоохранения области Михаил Осипов. – Не хватает у нас неврологов. И не только их. Есть потребность в офтальмологах, эндокринологах, гастроэнтерологах, онкологах…

– Так ведь не случайно проблемы возникли, Михаил Юрьевич, – заметила председатель профильного комитета думы Лариса Ушакова. – Сколько врачи получают? К нам доктора обращаются, жалуются, что им урезают зарплату…

– У нас средняя зарплата по отрасли по сравнению с прошлым годом осталась практически такой же, – ответил Михаил Осипов. – Да, где-то произошло снижение до 96 процентов, где-то до 86, но в большинстве учреждений врачи получают столько же, сколько и раньше.

– Но если у нас гематолог имеет зарплату 9900 рублей в месяц, то вряд ли человек за такие деньги будет работать с полной отдачей, – прозвучало на комитете вполне резонное замечание.

Кто крайний?

То, что ярославские врачи уезжают в поисках лучшей доли в столицу, уже не новость. Как остановить этот процесс, сегодня никто не знает. Бюджет отрасли весьма скромен и не тянет даже многие неотложные нужды – например, закупку лекарств для льготников и пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями. Выяснилось, что даже инсулинозависимые диабетики не всегда вовремя имеют положенные им препараты. А в аптеках, где многочисленные льготники должны получать лекарства, по-прежнему выстраиваются огромные очереди.

– У меня мама сердечница, стоит на учете в медсанчасти ЯЗДА, – рассказывает наша читательница Ирина Щербакова. – И каждый раз, когда выдают лекарства, мы с мамой вынуждены проводить в очередях по нескольку часов. Одну ее я отпустить не могу, поэтому отпрашиваюсь с работы на целый день. Понятно, что мое начальство от этого в восторг не приходит. Раньше отстаивали часами в поликлинике на Маяковского, а сейчас в аптеке. Ничего не изменилось! Людям некуда даже присесть… Здоровый человек в таких условиях заболеет, а в аптеку идут и пожилые, и больные граждане…

– Мы решаем эту проблему, – сказал Михаил Осипов. – Будем снова открывать в июле пункт выдачи медикаментов в поликлинике на улице Маяковского.

Впрочем, дело не только в очередях. Читатели «Городских новостей» рассказывают, что ряд препаратов, положенных им по льготным рецептам, зачастую вообще приобрести невозможно. И это тоже проблема, которую необходимо решать.

Очень беспокоит ярославцев, страдающих онкозаболеваниями, и исчезновение герцептина. Директор департамента здравоохранения пообещал, что в самые ближайшие дни он появится. Но сам факт того, что важнейший для лечения препарат периодически пропадает, не может не вызывать беспокойства.

Убирайте койки!

Сегодня в Ярославской области стационарную помощь гражданам оказывают 45 медицинских организаций. В них развернуто 10337 коек. К концу года этих самых коек должно уменьшиться на 577, а к концу 2018-го надо сократить еще 764 койко-места. Чиновники поясняют: в регионе излишек коек, обеспеченность ими у нас на 10 процентов выше, чем в среднем по России. Сегодня по этой причине пустуют помещения в девятой больнице.

Непонятно, что делать и с новыми ЦРБ, которые начинали строиться еще во времена СССР, а сданы были только недавно. Часть зданий ушло под консервацию, их готовят к продаже. Вот только кому? Дело в том, что перепланировка и реконструкция подобных объектов зачастую стоят дороже, чем строительство новых помещений. Однако как бы там ни было, а задача дальнейшего сокращения коечного фонда поставлена и выполнять ее придется. Другое дело как.

Михаил Осипов считает, что надо расширять количество койко-мест в дневных стационарах при поликлиниках. Говорит, что к 2018 году их число должно увеличиться до 2388. Все замечательно, если бы не одно «но». Чтобы подобная помощь была эффективной, необходимо уже сегодня закупить для поликлиник современное диагностическое оборудование, выделить средства на лекарственное обеспечение пациентов, а также оборудовать по последнему слову техники мини-операционные для проведения вмешательств, которые не требуют нахождения пациента в стационаре. Но на все это нужны деньги, а их нет. Сегодня отрасли здравоохранения, чтобы просто свести концы с концами, необходимо дополнительно как минимум 260 миллионов рублей – тех средств, что есть в наличии, хватит до октября, а вот как жить дальше, пока не знает никто.

Стоит ли овчинка выделки

Чтобы как-то смягчить ситуацию, департамент предлагает реорганизовать часть учреждений здравоохранения.

В первую очередь обеспечить жителей области специализированной медпомощью. Например, сегодня диабетики, которые сталкиваются с осложнением заболевания и нуждаются в хирургическом вмешательстве, обращаются за помощью в больницу № 7, но там нет ангиографа, а без него хирургам сложно судить, в каком состоянии находятся сосуды больного и как по ним идет кровоток.

Подобное оборудование есть в больнице № 10, которую ярославцы больше знают под другим названием – медсанчасть НПЗ. Таким образом, чтобы свести к минимуму риски, связанные с подобными операциями, больных целесообразнее доставлять туда, более того, по мнению руководства департамента здравоохранения, надо посмотреть на проблему шире и создать на базе этого ЛПУ отделение «Диабетическая стопа». Часть пациентов, которые сегодня поступают в стационар, можно перевести в больницу имени Семашко, там скоро после ремонта откроется хирургический корпус. При этом здания больницы № 7 освободятся. Это два больших корпуса – четырехэтажный стационар площадью 3666 квадратных метров и двухэтажный площадью 1858 квадратных метров. Но как будут использоваться в дальнейшем эти корпуса, пока непонятно. Не исключено, что их тоже выставят на продажу.

Понятно, что оптимизация отрасли затронет все населенные пункты области и позволит, по прогнозам департамента здравоохранения, сэкономить 93 миллиона рублей. Большая часть сэкономленных денег, 84 миллиона, будет достигнута за счет сокращения численности работников – медсестер, фельдшеров и санитарок. Еще 9 миллионов предполагается получить за проданные здания. Откровенно говоря, последняя сумма настолько ничтожна, что я невольно задалась вопросом: а стоит ли овчинка выделки? Правда, чиновники обещают, что все сэкономленные деньги уйдут в отрасль и будут направлены в том числе и на увеличение заработной платы медикам.

За помощью в Москву

Сказать, что эта информация вдохновила депутатов, будет большим преувеличением. Многие из них скептически отнеслись к планам оптимизации отрасли, опасаясь, что жители области в конечном итоге вместо улучшения качества медицинского обслуживания получат обратный эффект.

– Ваши опасения безосновательны, – заявил депутатам Михаил Осипов. – За последние пять лет у нас в области снизилась общая смертность, причем по всем основным классам заболеваний, да и рождаемость растет. В области было проведено социологическое исследование, которое показало, что процент удовлетворенности населения нашей области медпомощью за последние пять лет вырос с 32,8 до 35,3. В регионе развивается высокотехнологичная медицинская помощь, и в нынешнем году ее объем по сравнению с 2013 годом должен быть увеличен в полтора раза…

– Михаил Юрьевич, у нас зарплата медсестер 6 – 7 тысяч, – напомнили депутаты директору департамента. – Вы о какой высокотехнологичной помощи речь ведете? В больницах зачастую нет сертифицированных сотрудников, которые могли бы контролировать качество оказываемой помощи, клиники ремонта не видели многие годы. Мы о чем говорим?

В итоге народные избранники единогласно решили обратиться за помощью и к региональному правительству, и к федеральному. Услышит ли ярославских депутатов Москва, станет понятно в сентябре.
Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать