03:50
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 февраля 2017

Юрий ВАКСМАН: Спортивное кино снимают по-другому

Советский спортивный кинематограф прошел довольно замысловатый путь – от футбольного «Вратаря», принятого на ура гражданами СССР, до фильма о баскетболе «Центровой из Поднебесья», который, по мнению многих, оказался провальным. С наступлением в стране перемен Россия от спортивного кино не отказалась, более того, в последние годы спорт стали усиленно двигать в массы. Ярославский кинематограф не остался в стороне от этого процесса: компания «Ярсинема» получила заказ на создание четырех фильмов от федерального канала «Матч­ТВ». О том, насколько востребована сегодня спортивная тематика в кино, мы беседуем с руководителем и создателем кинокомпании «Ярсинема» Юрием Ваксманом.

Десять дублей со штангой

– Юрий Михайлович, вы получили заказ на создание четырех фильмов. Что это были за работы?

– Из этих четырех фильмов три уже сняты. Первый – «Матч» – был посвящен становлению молодых футболистов. Этот фильм уже прошел по «Матч-ТВ». Второй – «Грогги» – о боксерах. Он был снят по очень сильному сценарию и стал мощной спортивно-психологической драмой. Он тоже уже вышел на телеэкран. Третья картина называется «Тяжеловес» – она к настоящему моменту смонтирована. В ней речь идет о тяжелой атлетике, о том, как драматичен этот вид спорта, если видеть его изнутри, а не только на помосте. Прототипом героя четвертого фильма с рабочим названием «Пловец» – его мы снимаем в данный момент – стал олимпийский чемпион Владимир Сальников.

– «Грогги» получил очень высокие рейтинги. В момент съемок были предположения, что фильм о боксе так захватит зрителей?

– Мы понимали, что сценарий сильный. Два боксера тренируются вместе, и между ними в определенный момент возникает конкуренция. В одном из боев главный герой наносит сопернику удар, который приводит к смерти. И здесь возникает ситуация переосмысления героем своего места в жизни, в спорте, в обществе. При этом он не отказывается от спортивных амбиций, но с таким психологическим грузом их на порядок сложнее реализовать…

– Почему для съемок этого фильма была выбрана именно ярославская кинокомпания?

– Повлияли, как мне представляется, два фактора. Первый – широкая известность Ярославля как одного из крупнейших спортивных центров страны. Второй – подлинный, непоказной интерес властей нашего города и области ко всем видам спорта, которые в Ярославле культивируются. Я очень благодарен руководству города за то, что мы ни разу не столкнулись с бюрократическими сложностями, когда нам требовались тот или иной спортивный интерьер или реквизиты для производства фильмов.

– Само производство спортивной картины как-­то отличается от съемок обычных фильмов по технологии?

– Ну конечно! Объяснение в любви можно прогнать в десяти и даже двадцати дублях. А попробуйте сделать десять дублей подъема штанги с рекордным весом! Даже с учетом того, что в главной роли в «Тяжеловесе» снимался реальный чемпион мира по тяжелой атлетике супертяжеловес Алексей Ловчев! Он же не позволял навесить для съемок меньшее количество блинов, специалисты сразу это увидят, или заменить часть из них на бутафорские.

Все в спорт!

– Современный съемочный процесс для телевидения – это, по сути, конвейер. Насколько здесь можно говорить о художественной реализации каких­-то серьезных идей?

– Конечно, когда на две серии выделяются 10 съемочных дней и крохотная сумма в рублях, сложно рассчитывать на высокое, тем более авторское искусство. Но это полбеды. Хуже другое – когда заказчик сам определяет режиссера и исполнителей главных ролей. А киностудиям остается только техническая составляющая. Мое мнение: тот же «Грогги» был бы на порядок сильнее, если бы в главной роли снимался Роман Курцын, именно Романа мы настойчиво предлагали режиссеру. Сегодня Курцын вырос в серьезного драматического актера, и с его участием художественная составляющая фильма вышла бы на принципиально иные высоты. Но решающее слово не за нами…

– И тем не менее вы соглашаетесь на участие в подобных проектах. Почему?

– Потому что понимаю, какой эффект производят подобные фильмы. Наверное, многие знают, что после выхода на экраны сериала «Молодежка» поток ребят, желающих записаться в хоккейные секции, увеличился в два с половиной раза. Это прекрасно. Я помню свою юность – в нашем дворе занимались спортом 80 процентов ребят. И я, перед тем как остановиться на волейболе, перепробовал все доступные виды спорта, за исключением, может быть, плавания. Если мы к такому положению дел приблизимся, свою работу я буду считать серьезным достижением.

Фильмы в долг?

– Отработав в четырех фильмах, вы как человек искусства наверняка задумывались о том, как реализовали бы те или иные замыслы самостоятельно…

– Конечно. И есть сценарные ходы, которые хотелось бы осуществить. Но в той схеме отношений, которая сегодня определена, эти планы невыполнимы. Приходится искать другие подходы. К примеру, работать с «Матч-ТВ» напрямую. Сейчас я ищу возможность встретиться с генеральным директором канала Тиной Канделаки и озвучить ей наши идеи. Второй вариант – получение гранта от Министерства культуры РФ на развитие отечественного кинематографа. К сожалению, его реальнее выиграть столичным кинематографистам, они находятся ближе к «центру принятия решений». Значит, надо искать пути, как попасть в этот пул.

Теоретически можно пойти и путем, которым я шел, работая над фильмами «Клоуны», «Гидравлика», «Снег на голову» и «Грузинская история». То есть снимать фильм в… долг. К счастью, есть еще люди, которые могут выделить некоторую сумму и затем долго ждать, когда «Ярсинема» сможет эти деньги вернуть. Но при сегодняшней экономической обстановке я не могу взять на себя такую ответственность. Да и свободных денег у предпринимателей сейчас куда меньше, чем десять лет назад.

Становление характера

– Предположим, что финансовый вопрос так или иначе решился. И только от вас зависит, о чем будет спортивный фильм. Какая история станет наиболее востребованной зрителем? О ком нужно снимать современное спортивное кино?

– Я бы очень хотел снять фильм о детских тренерах из провинциальных спортивных школ. Причем не в топовых для Ярославской области видах спорта вроде хоккея или волейбола, а, например, о лыжных гонках. Вообще, лыжи – тема бездонная. Взять хотя бы историю Демина. Ну стоит какая-то избушка посреди леса. И вдруг через несколько лет – мировой центр лыжных гонок, этапы Кубка мира, элитные марафоны. Там и судьбы людей, и надежды спортсменов, и героизм – вспомнить только создание трассы и устранение последствий урагана. Кстати, это и реклама нашего региона…

– Как бы не получился из этого советский «производственный роман». Все­-таки главное в спорте не то, как трассу делают или стадион строят, а то, как потом всем этим пользуются. И за счет чего спортсмены побеждают…

– Правильно. В той же «Молодежке» было множество игровых моментов – они самые привлекательные для зрителя, благодаря таким сценам проявляется характер того или иного героя. Как правило, становление характера в молодости оставляет след на всю жизнь. Это важная художественно-психологическая составляющая, которая, на мой взгляд, в нашем кинематографе не особенно затронута. В этом направлении и надо развиваться.
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать