Ювелир постсоветской эпохи
2 июля известному ярославскому ювелиру Николаю Нужину исполнилось бы 60 лет Мастер от Бога
Имя Николая Нужина известно не только в России, но и за рубежом. Его работы демонстрировались в Германии, Франции, Бельгии, Японии. Ему заказывали приз даже для эстрадной дивы Тины Тернер. Искусствоведы называли Нужина выдающимся ювелиром постсоветской эпохи. Его произведения есть не только в ярославских музеях, но и в коллекциях Троице-Сергиевой лавры, Оружейной палаты, Государственного исторического музея. А в Музее истории города создана постоянная экспозиция, посвященная Николаю Нужину. В 2010 году за выдающийся вклад в российское ювелирное искусство мемориальным фондом Карла Фаберже Николай Александрович был награжден Почетным знаком – орденом Михаила Перхина.
В 1997 году Николай Александрович впервые принял участие в выставке-конкурсе «Петербургский ювелир». Петербуржцы были буквально очарованы его изысканными ювелирными изделиями. Спустя два года мастер ушел из жизни. «Петербургский ювелир» учредил специальный приз памяти Николая Нужина «За философское осмысление образа». Судьба отпустила Николаю Александровичу лишь 45 лет жизни, но сделать он успел многое.
Прихоти судьбы
Сын военного летчика, Николай родился в чувашском городе Алатырь, жил на Дальнем Востоке, школу окончил в Омске и поступил сразу в два технических вуза. Но, быстро поняв, что это не его стезя, ушел в армию. Там познакомился с выпускником Красносельского училища художественной обработки металлов. Это знакомство и определило дальнейшую судьбу Николая.
Отслужив в армии, он целенаправленно стал готовиться к поступлению в училище. Нужин, никогда всерьез не занимавшийся рисованием, пришел в изостудию, где азы изобразительного искусства постигали школьницы с косичками, но это его ничуть не смущало. В училище Николай поступил легко, сразу же обратив на себя внимание преподавателей нестандартностью и оригинальностью мышления. Уже в студенческие годы у него было много выставок. Нащупывая свой путь в искусстве, он работал с камнем, стеклом, занимался сканью, эмалями.
После окончания училища молодой специалист получил распределение на Ярославский завод дизельной аппаратуры. Здесь, в бюро технической эстетики, Николай занимался разработкой и изготовлением подарочных сувениров. Наверняка у кого-то сохранились памятные медали, посвященные 975-летию Ярославля, выполненные по эскизам Нужина. Позже он увлекся ювелирным делом.
Сначала Николай работал в традиционной манере красносельских ювелиров – филиграни. Благодаря нетрадиционному подходу к старинному русскому промыслу мастер находил для своих произведений оригинальные и современные формы. Он был одним из немногих ювелиров, освоивших технологически сложную оконную и витражную эмаль. Работал Николай и в технике горячей эмали, создавая миниатюрные картины. Покорился ему и сложнейший вид огненного искусства – эмаль по литью.
Повелитель перламутра
Для своих изделий мастер использовал мельхиор и медь, золото и серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы и цирконы. Но больше всего он любил перламутр. В России до Нужина этот нежный, хрупкий материал использовался лишь в пуговицах и бусинах. А ярославский ювелир стал создавать колье, броши и браслеты. Более того, он изобрел новую технику – сквозные пропилы перламутровой пластины. Эффект потрясающий! Например, когда смотришь на колье «Зима» и брошь «Иней», представляешь зимний морозный день, покрытые инеем деревья.
В 1996 году вышла книга «99 брошей Николая Нужина». Разглядывая знаменитые нужинские броши, не перестаешь удивляться, насколько оригинально автор воплощал свои мысли в художественную форму. Здесь есть и шутка – «Ода пню», «Мания величия», и сатира – «Светская хроника». А брошь-кулон «Путч» был создан под впечатлением августовских событий 1991 года. Вот брошь «Аксессуар» – только тонкий художник мог обычную пуговицу и иголку с ниткой превратить в изящное украшение. Из-под рук мастера выходили изысканные произведения искусства – в них лирика и философия, мягкий юмор и легкий эпатаж, авангард и поэтическое мироощущение. И нигде – пошлого украшательства с завитками и розочками.
Уже первая городская выставка произведений Нужина имела успех, за ней последовал целый ряд других – в разных концах страны. Весть о самобытном ярославском ювелире разнеслась по России. Затем были победы на многих творческих конкурсах. Бывало, произведения мастера не вписывались ни в одну из номинаций, и жюри приходилось как-то выходить из ситуации. Так случилось, например, в 1997 году на московской ювелирной выставке, где специально для коллекции Нужина ввели новую номинацию – «Национальная традиция конца ХХ века».
Остался в XX веке
Николай Александрович был уже широко известен среди художников и искусствоведов, много выставлялся как в России, так и за рубежом, был полон сил и энергии, и вдруг – страшный диагноз. Но он продолжал активную творческую жизнь.
– Ему оставалось пять лет, четыре из которых были совершенно потрясающими в творческом плане, – говорит вдова Николая Нужина Елена Комова. – Он много работал, у него было множество новых идей, которые ждали воплощения. Выставки следовали одна за другой, он получал дипломы разных конкурсов. Он торопился жить, старался как можно больше сделать, словно понимая, что осталось совсем немного. Это была короткая, но яркая и наполненная событиями жизнь, вызывающая ощущение спрессованного времени. Николай всегда говорил: «Я художник конца ХХ века». Он никогда не упоминал о веке ХХI. Может быть, действительно, в подсознании мы знаем о себе все?
В 1996 году в Ярославле по инициативе Николая Александровича открылся Городской выставочный зал, в котором стали ежегодно проходить выставки художников-ювелиров. Часто мастера приезжали в Ярославль просто пообщаться. Конечно же, душой этого творческого клуба был Николай.
В выставочном зале, который носит имя Николая Нужина, к 60-летию со дня рождения художника была приурочена выставка авторского ювелирного и эмальерного искусства «Круг друзей», посвященная его памяти.
Зинаида ШЕМЕТОВА
Фото автора и из архива Городского выставочного зала им. Н.А. Нужина
Комментарии