07:32
6 декабря,
понедельник 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
19 Июля 2017
Общество

За красоту и архитектурное наследие

Во вторник, 11 июля, в мэрии Ярославля состоялось расширенное заседание Градостроительного совета города. На нем обсуждались проект въездной стелы «Ярославль» со стороны Москвы, воссоздание исторической булыжной мостовой и новое ограждение бульвара на проспекте Ленина.

И снова въездные знаки

Как сообщил первый заместитель мэра Сергей Тарасов, новый въездной знак со стороны Москвы планируют установить примерно через два с половиной месяца. Техника готова, меценаты найдены. Стоимость проекта под ключ с учетом освещения и благоустройства окружающей территории около 5,8 миллиона рублей. Слово за Градсоветом. Но экспертное сообщество отнеслось к данному проекту без восторга.

Новый знак высотой 11 и длиной 14,5 метра будет выполнен из современного антивандального композитного материала. Кроме надписи «Ярославль» он включает в себя кольцо золотистого цвета диаметром 4 метра с гербами всех городов Золотого кольца России. В центре кольца – герб Ярославля, медведь с секирой. Позади кольца – три флагштока, которые в праздники предлагается украшать флагами.
 

Совет проголосовал

По мнению заведующего кафедрой архитектуры ЯГТУ профессора Николая Кудряшова, данный знак не сможет стать визитной карточкой города и отразить 1000-летнюю историю Ярославля.

Завкафедрой регионоведения и туризма исторического факультета ЯрГУ Андрей Данилов поинтересовался судьбой предыдущего проекта. Действительно, на предыдущем Градостроительном совете 23 марта обсуждался проект огромного знака в 120 кубометров бетона и стоимостью около 15 миллионов рублей. Члены Градсовета назвали его тогда то ли крестом, то ли могилой и отправили на доработку.

Приглашенный на Градостроительный совет главный архитектор области Михаил Кудряшов согласился, что новый проект «лаконичен, прост и конструктивен», но лучше бы он был разработан ярославскими архитекторами, желательно молодыми. Это необходимо для сохранения в области кадров, подготовленных в наших вузах. Молодые ярославские архитекторы должны быть востребованы и должны пробовать свои силы в таких небольших, но статусных работах. Впрочем, кроме въездного знака со стороны Москвы замены и восстановления требуют еще четыре въездные группы: со стороны Рыбинска, Углича, Вологды и Костромы.

В итоге данный проект Градостроительным советом был утвержден при двух воздержавшихся. Для улучшения внешнего вида Николай Кудряшов предложил «погасить» наклонную опору знака с помощью другого цвета и либо убрать флагштоки, либо сделать их очень высокими, чтобы они «не напоминали тычинки».

А буквы куда?

Безуспешно попытался Градостроительный совет решить судьбу старого въездного знака, установленного в 1974 году. Его авторы – ярославские художники Валерий Разживин и Александр Молодцов. Уникальны в нем изразцовые буквы – образец исконно ярославского ремесленного искусства. Буквы были сделаны из глины на Первомайском заводе в Песочном. Затем их перевезли на Ярославский НПЗ, где выложили по порядку. На Ярославском судостроительном заводе скрепили в единое слово металлом. За 40 с лишним лет изразцы не единожды закрашивались и потеряли свой вид.

Первоначально мэрия Ярославля хотела старые буквы реставрировать и, возможно, использовать заново. Стоимость реставрации определялась в 4 миллиона рублей. Но… реставраторы не давали гарантии, что первоначальный вид можно вернуть. Тогда возникла идея буквы снять и отдать на хранение в музей. Однако члены Градостроительного совета в этом усомнились: высота букв больше двух метров, общий вес около 13 тонн, а главное, они не прошли экспертизу на предмет художественной или исторической ценности.

Для туристов – булыжная мостовая

С инициативой по восстановлению исторической булыжной мостовой к мэру города Владимиру Слепцову и главному архитектору Ярославской области Михаилу Кудряшову обратилась группа ярославцев. Один из инициаторов, Валерий Галашин, напомнил Градсовету, что в 1914 году 59 процентов ярославских улиц представляли собой булыжные мостовые. Только под Знаменской башней было асфальтовое покрытие. Но асфальт в Ярославле не пользовался популярностью.

Булыжные мостовые – это покрытие из натурального речного камня. Они появились в России в XVIII веке. Позже в богатых столицах, Москве и Санкт-Петербурге, булыжные мостовые стали заменять брусчаткой, то есть обработанным камнем. Но для Ярославля брусчатка была слишком дорога. Исторические участки булыжных мостовых, в настоящее время закрытые асфальтом, сохранились на некоторых центральных улицах Ярославля. Например, на улицах Свободы и Терешковой. Их восстановление точно заинтересует туристов.

Окончательное место восстановления булыжной мостовой пока не определено. Были предложения сделать это на площади Челюскинцев, Депутатской улице или в Петропавловском парке.

Только без герба!

Про замену старого ограждения бульвара на проспекте Ленина рассказала первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Наталья Шетнева. Новое ограждение изготовлено из круглого стального профиля. Часть секций будет включать в себя герб Ярославля. Длина каждой секции 1930 сантиметров, высота 580 сантиметров. Всего планируется установить 2552 секции. Установка ограждения – последний штрих в реконструкции бульвара, включающей также обустройство газонов, замену лавочек и урн.

Члены Градостроительного совета попросили, чтобы часть старой чугунной ограды на любом отдельном участке была оставлена, так как она уже представляет историческую ценность. Кроме того, член президиума ЯГО Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Владимир Извеков предостерег чиновников от частого использования герба Ярославля в декоративном оформлении города, так как это девальвирует его ценность.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать