19:10
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 мая 2010

Задачки для родителей

В Ярославле в рамках международной конференции «Европейская молодежь и культурное наследие прошлого» состоялось заседание «круглого стола», участниками которого стали известные педагоги ряда европейских государств. Разговор получился очень интересный, ведь речь шла о том, что волнует всех: как в тех или иных странах осуществляется стандартизация образовательных результатов, какие критерии учитываются при проведении итоговой аттестации выпускников школ, кто и в каком объеме финансирует образовательные учреждения.

Известно, что сегодня в России образовательные стандарты утверждены специальным законом. Они – мерило знаний учащихся. Результат, полученный при их проверке, определяет дальнейшую судьбу выпускника средней школы: либо он поступает в вуз или ссуз, либо идет в профучилище получать рабочую специальность. Пока в нашей стране для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, выпускнику надо сдать в форме ЕГЭ две обязательные дисциплины – русский язык и математику. Но чтобы поступить в вуз или техникум, этого уже недостаточно, надо пройти дополнительные тестовые испытания еще как минимум по одному или двум предметам. Закон об обязательной сдаче ЕГЭ в нашей стране действует уже второй год, но он попрежнему неоднозначно воспринимается обществом.

Внедряя у себя ЕГЭ, Россия пошла своим путем. Так, и это особо отметил директор департамента образования мэрии Ярославля Андрей Сибриков, у нас в стране создана и действует разноуровневая система образования: в зависимости от того, что это за образовательное учреждение – детсад, школа, ПУ или вуз – ответственность за его функционирование несет либо муниципальная власть, либо региональная, либо федеральная. Так, дошкольные учреждения подведомственны муниципальным властям, школы – региональным. Но при этом город обязан обеспечить финансирование капитального ремонта зданий, в которых эти самые школы располагаются, произвести своевременную оплату всех коммунальных услуг, он также следит за тем, чтобы территории вокруг школ содержались в порядке, обеспечивалась их охрана. А вот содержание образовательных программ, регулярная проверка качества обучения, аттестация того или иного учреждения – это прерогатива департамента образования области. Разрыв между стандартом общего образования и требованиями вузов, предъявляемыми к абитуриентам, пока остается весьма значительным. По словам Андрея Сибрикова, средний балл, который в прошлом году показал при сдаче ЕГЭ выпускник ярославской общеобразовательной школы, равнялся 50. Учащиеся профильных классов, а также школ с углубленным изучением какоголибо предмета заработали от 70 до 80 баллов. Но чтобы поступить в один из самых престижных вузов страны – Московский государственный университет, надо набрать 100 баллов. Европейские педагоги, услышав это, в буквальном смысле слова дружно ахнули, а потом хором спросили: «Кто же эти ваши программы составлял?»
Сидевшие рядом со мной Сольвита Даржина и Агра Заке, педагоги из Латвии, долго не могли понять, как же готовится наш выпускник школы к поступлению в вуз. Пришлось пояснять, что многие ребята для этого занимаются с репетиторами. Оказалось, что для подавляющего большинства европейских государств такое невозможно в принципе. Вообще, залезать в родительский кошелек, к примеру, в той же Италии считается не просто дурным тоном, это противозаконно. Здесь, по словам Франчески Манчини, представлявшей эту страну на «круглом столе», государство финансирует практически все образовательные учреждения – от детсадов и школ до университетов. Родители за свой счет там лишь учебники покупают.
В
Дании, стране, где больше всего нобелевских лауреатов на душу населения, помимо так называемых бесплатных народных, или государственных, школ существуют и частные. Круглосуточное пребывание в них ребенка, пояснил Карл Шмидт, который сам работает в школе­интернате, стоит недешево, но платят родители не за обучение, а скорее, за проживание там их чад. Как пояснили датские педагоги, стоимость обучения в структуре родительской платы весьма незначительна и не превышает четверти всей суммы.
Дети в этой стране учатся как минимум 9 – 10 лет, в конце девятого класса все выпускники обязательно сдают три экзамена: датский и английский язык и математику. Кстати, здесь никого и никогда не оставляют на второй год! А еще в датских школах не ставят оценок, поэтому, как говорят сами школьники, учиться в них одно удовольствие. Чтобы стать студентом вуза, юному датчанину по достижении 18 лет надо представить документ об окончании средней школы. Многие ребята предпочитают год­другой подучиться в университетских центрах, а затем уже поступать в вуз.
В
Польше, как и в Германии, Италии и Англии, по нашим меркам, учатся долго. Сначала маленькие поляки, которым исполнилось шесть лет, поступают в начальную школу, обучение здесь продолжается 6 лет, после чего ученики переходят в гимназию. Однако все они сначала пишут специальные тесты. Что еще немаловажно, и на это обратили особое внимание представители этих стран Гржегорж Тржечек, Маркус Вегэ, Франческа Манчини и Эндрю Вуд, их результаты в обязательном порядке публикуются в местных СМИ и размещаются на школьных сайтах. Конечно, фамилии детей вы в этом списке не найдете, но вот у каких учителей показатели выше, поймете без труда. Родителю остается только посмотреть на баллы и решить, в какую школу отдать своего ребенка. К слову, подушевое финансирование учебных заведений в Европе осуществляется исключительно по принципу – деньги идут за учеником, а чтобы в этом вопросе была полная ясность и прозрачность, власти внимательно следят за тем, чтобы школы своевременно извещали общественность о результатах своей работы.
Но вернемся в Польшу. Здесь выпускники гимназии, отучившись три года, сдают довольно серьезные экзамены по языку, истории, естествознанию, а также по физике, математике и химии. Результаты выпускных гимназических экзаменов в отличие от тестов по окончании начальной школы серьезно влияют на дальнейшую судьбу ученика. Оценки, полученные на этих экзаменах, определяют, будет ли выпускник принят в колледж, лицей (здесь надо учиться еще 3 – 4 года) или продолжит получение среднего образования в профессионально­техническом училище. Документ о среднем образовании можно получить после сдачи специального экзамена по окончании колледжа или лицея. Он одновременно является и пропуском в высшее учебное заведение.
А
вот в Англии система образования складывалась веками и практически мало изменилась. Здесь частные школы попрежнему воспитывают элиту. Это вовсе не означает, что бедным, но талантливым детям двери в них закрыты. Существуют специальные фонды, стипендии, которые позволяют им там весьма успешно учиться. Здесь в местных СМИ официально публикуются рейтинги школ, а если то или иное учебное заведение не проходит инспекционной проверки, его закрывают.
Участники «круглого стола» рассказывали не только о том, как функционируют образовательные учреждения в их странах, но также и о том, что надо делать, чтобы ребенку в школе было комфортно и легко. Дискуссия получилась очень оживленной. Многие педагоги, хотя порой и критиковали существующую систему проверки знаний учеников, но соглашались с тем, что публичный контроль за этим процессом просто необходим.
Ярославль, организовав площадку для такой встречи, показал, он по праву может считаться европейским городом. И случилось это благодаря слаженной работе сотрудников департамента образования и отдела международных связей мэрии, а также педагогов­организаторов из лицея №86 – Людмилы Корбут, Галины Лычковой, Ирины Серовой и Анны Узаковой.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать