08:10
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 июля 2014

Задание на лето

На дворе лето, школьные каникулы в самом разгаре, но пора отпусков наступила не для всех. Вот и Александре ЧЕНЦОВОЙ, директору департамента образования мэрии города Ярославля, гостье нашей редакции, отдыхать пока некогда.

Летняя пора – время ремонта школ, детских садов, а еще для нее и ее коллег – это время, когда они обдумывают и решают важнейшие вопросы планирования программы развития системы на трехлетний период, направленные на повышение качества образования. Толчком к решительным действиям стали результаты ЕГЭ­2014. С их оценки мы и начали наш разговор.

Стобалльников стало меньше
   – Александра Ивановна, кампания по сдаче ЕГЭ позади, самое время подвести ее итоги. Как вы оцениваете результаты, которые показали ярославские выпускники?
   – Результаты в целом остались на уровне трех последних лет. Уменьшилось количество выпускников, не справившихся с итоговыми работами.

   – Да, но минимальный балл и по русскому языку, и по математике в этом году Минобрнауки в последний момент снизило, причем значительно.
   – Однако выпускники школ Ярославля в большинстве своем русский язык сдали хорошо, все учащиеся справились с работой. В течение последних лет средний балл ЕГЭ по данному предмету у нас стабильно растет, в нынешнем году он достиг отметки в 68 баллов, это хороший показатель!

   – Помимо обязательных дисциплин ребята сдавали экзамены по выбору…
   – Да, причем сдачей только двух обязательных предметов ограничились всего 3,6 процента выпускников от общего количества допущенных к итоговой аттестации – 2528 человек. Из них почти треть – 27 процентов – помимо обязательных сдавали один экзамен по выбору, а без малого 70 процентов выбрали более трех предметов. Вновь среди самых популярных дисциплин значится обществознание – его сдавали 67 процентов одиннадцатиклассников, 24 процента сделали свой выбор в пользу физики, 23 процента – истории и столько же биологии, и только чуть более десяти процентов сдавали остальные предметы. Если сравнивать полученные результаты по выбранным предметам с прошлым годом, то они выше почти по всем дисциплинам, кроме двух – физики и химии. А в сравнении с результатами по России выше по всем предметам.

   – А почему снизилось число стобалльников?
   – В немалой степени на итоговый результат наверняка повлияла и обстановка, в которой в этом году проходили экзамены. Видеонаблюдение, усиление пропускного режима – все эти нововведения создали излишнюю нервозность. Я уверена, нам надо готовить ребят к итоговой аттестации и психологически, это очень важно.
   Если говорить о цифрах, то они выглядят следующим образом. Общее число стобалльников в нынешнем году у нас 19, в 2013 году их было 63. Доля ярославских выпускников в региональном списке выпускников, получивших на экзамене 100 баллов, составила 54 процента, в прошлом году она была значительно выше – 69 процентов.
   Следует отметить, что почетный знак губернатора «За особые успехи в учении» вручался только тем ребятам, которые имели аттестат с одними пятерками и набрали в ходе сдачи ЕГЭ по каждой дисциплине не менее 75 баллов. Так вот этим критериям соответствовали лишь 36 ярославских выпускников из 149, имевших аттестат с отличием. О чем это говорит? На мой взгляд, в первую очередь о том, что в ряде случаев мы имеем факты завышения итоговых оценок, как, впрочем, и занижения. Именно поэтому департамент ставит перед всеми образовательными учреждениями простую задачу – показывать достоверные результаты подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Сделать правильный выбор
   – Есть ли еще какие-то причины, которые также повлияли на общие результаты?
   – В каждом образовательном учреждении причины свои. На совещании с руководителями были названы некоторые из них: набор в десятый класс всех учащихся – и тех, у которых в аттестате за курс основного образования недостаточно высокие оценки, частые пропуски детьми учебных занятий, нехватка преподавателей с высокой квалификацией и другие.
   
 – Получается, школа выполняет в данном случае не столько образовательную функцию, сколько социальную. Может быть, есть смысл от нее отказаться?
   – В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» гражданам гарантируется право на общедоступное и бесплатное общее образование всех уровней. За каждым микрорайоном города постановлением мэрии Ярославля закреплено конкретное образовательное учреждение.
   Все выпускники девятых классов общеобразовательной школы, получившие аттестат об основном общем образовании, принимаются в 10-й класс. На какие результаты ЕГЭ они могут рассчитывать и сумеют ли справиться с программой среднего общего образования, зависит от самих учащихся. Нужно правильно соизмерять свои силы и, может быть, после 9-го класса сразу идти в образовательное учреждение среднего профессионального образования и там получать одновременно и среднее общее образование, и специальность или профессию.

   – К сожалению, не все подобные заведения готовы принимать выпускников девятого класса. Например, в медицинский колледж могут поступать только те, кто имеет аттестат о среднем общем образовании.
   – Выпускники, получившие аттестат об основном общем образовании, могут поступать в учреждения среднего профессионального образования как по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, так и по программам подготовки специалистов среднего звена. По окончании они получат соответствующий документ государственного образца – диплом о среднем профессиональном образовании. Для обучения по программам подготовки специалистов среднего звена на основе аттестата об основном общем образовании срок обучения в учреждении профобразования будет увеличен до получения студентом среднего общего образования.

Школа: оценка эффективности
   – Не секрет, что многие родители старшеклассников вынуждены прибегать к услугам репетиторов, чтобы помочь своим чадам при подготовке к сдаче ЕГЭ. Владеете ли вы информацией, насколько велика доля выпускников ярославских школ, которые пользуются услугами репетиторов?
   – Я не думаю, что эта информация нам нужна. Это дело исключительно родителей, которые сами решают, как и сколько денег потратить на получение их детьми дополнительных образовательных услуг. Мы в школе бесплатно готовим детей к сдаче ЕГЭ. Но и ученики должны знать – если они пропускают занятия, особенно по неуважительным причинам, то очень рискуют: пропустив несколько уроков, можно не только не усвоить изучаемый материал, но и не разобраться в следующих темах.
   В ряде школ у нас есть классы с профильным изучением отдельных дисциплин. Ребята, которые там учатся, конечно, демонстрируют более высокий уровень полученных знаний, поэтому и результаты ЕГЭ у них выше.

   – Александра Ивановна, а каков процент ярославских школ, где есть профильные классы?
   – Он не очень высок, только 40 процентов учреждений реализуют профиль, но мы будем обязательно стремиться к тому, чтобы такие классы или группы были в каждой средней школе. Каждый ученик имеет право на выбор индивидуального образовательного маршрута, и лучше если его обеспечивает образовательное учреждение микрорайона, чтобы не было миграции учащихся из одной школы в другую.

   – Но в этом нет ничего плохого! У нас действует подушевой принцип финансирования образовательных учреждений, а он предполагает, что деньги идут за учеником. Вот и пусть школы конкурируют друг с другом…
   – Конкуренция – это неплохо, но ведь больше учеников, чем положено по проектной мощности, ни одна школа принять не может. В Ярославле 53 тысячи школьников, а гимназий и школ с углубленным изучением того или иного предмета не так уж и много.

   – Давайте обнародуем рейтинг ярославских школ, ведь Минобрнауки пошло на этот шаг, и страна в один прекрасный день узнала, что у нас сотни неэффективных вузов. А если нечто подобное сделать в Ярославле, какой процент неэффективных образовательных учреждений мы получим?
   – Чтобы составить рейтинг школ, необходимо правильно определить показатели результативности их деятельности. Наверное, мы к этому придем в ближайшее время.

   – Мы много говорили о выпускниках, о тех результатах, которые они показали, сдавая ЕГЭ. Но у нас есть еще одна группа ребят, которые также сдавали экзамены, – это наши девятиклассники. Как они справились с экзаменационными испытаниями?
   – Весьма неплохо. К государственной итоговой аттестации за курс основной школы были допущены 4457 выпускников, выдержали испытание не все. Так, на повторное обучение в девятом классе оставлен 81 человек, а 47 учащимся выданы справки специального образца. Но есть и те, кто получил аттестаты с отличием, их 128 человек. Более пятисот ребят помимо обязательных дисциплин – русского языка и математики – сдавали экзамены по выбору, они показали неплохие результаты. Русский язык школьники сдали лучше, чем математику.

   – Это и неудивительно, царица наук – дама капризная, не всем по силам с ней справиться. Возможно, что для тех же гуманитариев математику стоит преподавать на другом уровне?

   – Образовательные учреждения к этому и стремятся. С этой целью и вводится профильное обучение либо организуется обу-
чение учащихся по индивидуальному учебному плану с учетом уровня программ. Важно, чтобы к дифференцированному обучению пришла каждая школа, тогда мы
добьемся более высоких результатов.

Людмила ДИСКОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать