20:59
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 марта 2012

Защищайтесь, ярославцы

Всемирный день защиты прав потребителей приурочен к выступлению в конгрессе США 35-го Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1961 года. Джон Ф. Кеннеди выделил четыре основных права потребителей – право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным.

В этом году 7 февраля мы отметили 20 лет с момента принятия российского Закона «О защите прав потребителей».
В мэрии Ярославля с 1993 года существует отдел по защите прав потребителей. В 2011 году к его специалистам за помощью обратились 2438 человек и более 16 тысяч ярославцев получили консультации по телефонам «горячей линии». При этом на первичном приеме у специалистов отдела побывали 1424 человека, а 1014 обратились повторно. Больше всего ярославцев жаловались на нарушение своих прав при покупке сложной бытовой электроники и обуви. Пальму первенства среди неисправных вещей держат телефоны (37,6%), на втором месте – компьютерная техника (16,4%), затем следуют холодильники (12,4%) и телевизоры (5,4 %).
– Количество жалоб и их состав примерно такой же, что и в прошлом году. Но изменения все же есть – сейчас на ноутбуки, другую компьютерную технику жалуются больше, чем на холодильники или пылесосы. И если раньше обращались преимущественно люди среднего возраста, то в настоящее время чаще приходит молодежь. Причем молодые люди подкованные, начитанные, обладают правовой информацией, – говорит главный специалист отдела по защите прав потребителей мэрии Ярославля Елена Антропова.
Что же касается услуг, то чаще всего ярославцы недовольны качеством установки оконных блоков из профиля ПВХ различных марок и межкомнатных и входных дверей (32% от общего числа жалоб). Больше трети обращений – это претензии на страховые и охранные услуги – 37,2% .
Почти каждый из обратившихся получил помощь в составлении претензий. После этого потребителям в добровольном порядке было возмещено и возвращено более 3,6 миллиона рублей. Чтобы ярославцы лучше знали свои права, отделом по защите прав потребителей в 2011 году проведено 10 обучающих семинаров со специалистами компаний, учащимися Ярославского торгового колледжа, слушателями центров социального обслуживания населения районов города, инвалидами. Но консультировать приходилось не только потребителей, но и тех, кто предоставляет услуги, – руководителей предприятий разных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. Им оказано 1186 консультаций по практике применения Закона «О защите прав потребителей».
– Раньше, чтобы поменять товар, нужно было пройти через семь кругов ада. Бесконечные справки, недовольство продавцов. Сейчас во многих магазинах и крупных центрах все делается максимально быстро. Я как­то ошиблась и купила в супермаркете лишние 2 шторы. Причем к качеству претензий не было. Думала, что вернуть деньги будет невозможно. Однако подошла к продавцам, объяснила ситуацию, и мне за три минуты деньги назад вернули, – рассказывает ярославна Татьяна Парамонова.

ЛЮБОПЫТНО

В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон, направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако даже тогда Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус. Председатель Союза потребителей России — депутат ГД РФ четырех созывов (1993 – 2007), член Общественной палаты РФ в 2008 – 2010 гг. Петр Шелищ.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать