Здесь начиналась Россия
В прошедшую пятницу в Ярославском художественном музее, в Парадном зале Губернаторского дома, состоялась презентация книги «От Флоренции до Ярославля».Эта книга подтверждает справедливость суждения искусствоведов, называющих Ярославль Северной Флоренцией.
Как сказала доктор исторических наук профессор ЯрГУ имени П.Г Демидова, рецензент издания Виктория Марасанова, книга эта на самом деле о Ярославле, о его удивительной истории, о талантливых и предприимчивых ярославцах, которые, в каком бы городе мира ни оказались, всегда найдут возможность для ярких и добрых дел.
Если Флоренция считается самым итальянским из итальянских городов, то Ярославль с его многочисленными средневековыми храмами и купеческими особняками ХIХ века имеет полное право называться одним из самых русских городов. Флоренция – столица Тосканы, колыбель итальянского Ренессанса, а Ярославль – столица Золотого кольца России. Именно с ярославских земель более тысячи лет назад началось славянское освоение Северо-Восточной Руси.
Флоренция была заложена в 59 году до н. э. императором Юлием Цезарем. Расцвет Флоренции пришелся на XIII век, в то время там чеканили свою монету – золотой флорин, ставший самой сильной валютой Европы той эпохи. И в истории Ярославля был период, когда город чеканил свою монету: в 1612 году Ярославль на четыре месяца стал фактически столицей государства и здесь же было создано правительство «Совет Всея Руси».
В XIII веке во Флоренции творил один из самых известных итальянских художников Джотто, чья гениальная кисть изменила историю живописи. На этот же период приходится творчество Данте, который своей бессмертной «Божественной комедией» сумел возвести флорентийский говор на литературный Олимп. И у нас была литература! Именно в Ярославле, в Спасском монастыре, был обнаружен список древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Это литературное произведение датируется XII веком и говорит о высоком уровне культуры Руси домонгольского периода.
Золотым веком для Ярославля становится век семнадцатый. Предприимчивые ярославцы сумели воспользоваться плодами победы, к которой они были причастны: именно из Ярославля вышло народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов. С избранием на царство Михаила Романова в 1613 году и с возрождением самодержавия в Ярославле начался небывалый расцвет торговли, ремесел и строительства.
Но главная схожесть наших городов вовсе не в исторических совпадениях, а в том, что и Ярославль, и Флоренция являются городами-хранителями Византийского наследия. Сегодня в итальянской Флоренции сосредоточена почти половина всего культурного наследия Европы, а Ярославль
занимает первое место в России и второе в мире после Флоренции по количеству и качеству фресок XVII века, сохранившихся в многочисленных храмах города. В экспозиции знаменитой Третьяковской галереи каждая пятая икона ярославского происхождения. Ни одна международная выставка древнерусского искусства не может обойтись без ярославских икон.
В 2005 году исторический центр Ярославля был включен в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, Флоренция занесена в список ЮНЕСКО в 1982 году.
Архитектурные шедевры, уникальные фрески и живописные полотна – вот что заставляет туристов посещать и Флоренцию, и Ярославль. И все же душа любого города – это люди. Флоренцию бессмертными творениями прославили Данте и Боккаччо, Боттичелли и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Вазари, Макиавелли и Галилей. Ярославская земля дала миру русского богатыря Алешу Поповича и преподобного Сергия Радонежского, бесстрашного полководца Александра Невского и непобедимого адмирала Федора Ушакова, основателя русского театра Федора Волкова и первого индолога Герасима Лебедева, поэта Николая Некрасова и первую в мире женщину-космонавта Валентину Терешкову.
Но, блуждая по историческим лабиринтам, удалось узнать, что немало выдающихся людей сыграли заметную роль в жизни как Флоренции, так и Ярославля.
Первым русским флорентийцем был граф Михаил Дмитриевич Бутурлин, представитель знатного и очень богатого рода, он переехал в столицу Тосканы со своей многочисленной семьей в 1817 году. А один из представителей этого древнейшего рода, Алексей Петрович Бутурлин, в 1846 году был назначен ярославским губернатором и занимал эту должность 15 лет.
Горнопромышленники и богачи Демидовы обосновались в итальянской Флоренции немного позднее Бутурлиных, в 1822 году. Первым из Демидовых, поселившимся в столице Тосканы, был Николай Никитич Демидов, которого Стендаль назвал «самым щедрым в Италии благотворителем». Будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, Николай Демидов построил школу, больницу, дома для престарелых и детей-сирот. Школа существует и сейчас и носит имя Демидова. Благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне стоит на площади его имени – Piazza Niccola Demidoff на набережной реки Арно. Демидов изображен в виде римского сенатора, обнимающего своего сына. Женская фигура, сидящая с лавровым венком у ног сенатора, символизирует признательность населения Флоренции. По углам постамента аллегорические скульптуры – Природа, Милосердие, Искусство и Сибирь.
Память о Демидовых бережно хранят и в Ярославле. Имя Павла Григорьевича Демидова носит Ярославский государственный университет, а в центре города, недалеко от Советской площади, возвышается Демидовский столп.
Старинный княжеский род Куракиных также оказался причастным и к Ярославлю, и к Флоренции. Иван Анатольевич Куракин долгие годы был предводителем ярославского дворянства, а после 1917 года оказался в эмиграции, где стал священником и возглавил православный приход во Флоренции. В эмиграции отец Иоанн общался с отцом Борисом Старком, имя которого памятно и дорого ярославцам.
Комментарии